Какой бывает детская агрессия

Содержание

Агрессивное поведение детей

Какой бывает детская агрессия

Агрессивное поведение детей – вербальная и физическая активность, направленная на причинение вреда собственному здоровью, людям, животным, внешним объектам. Основано на негативных эмоциях, желании навредить.

Проявляется непослушанием, раздражительностью, жестокостью, оскорблениями, клеветой, угрозами, отказами от общения, актами насилия (укусами, ударами). Диагностируется врачом-психиатром, психологом. Исследование проводится методом беседы, наблюдения, используются анкеты, опросники, проективные тесты.

Лечение включает групповую, индивидуальную психотерапию – обучение способам контроля эмоций, безопасному выражению злости.

Агрессивное поведение выявляется у детей всех возрастов. Первично служит способом выражения негативных эмоций – раздражения, гнева, злости. Наблюдая результат такого поведения, ребенок оценивает его полезность.

Вторично он демонстрирует агрессию с определенной целью – заполучить игрушки, еду, привлечь внимание родителей, доказать силу, значимость, подчинить окружающих. Чем чаще достигается желаемое, тем прочнее закрепляется агрессивность в поведении, становясь качеством характера.

Распространенность данного феномена определить затруднительно, поскольку каждый ребенок в течение жизни проявляет агрессию. У мальчиков она возникает раньше, носит открытый характер. У девочек проявляется косвенно.

Причины агрессивного поведения детей

Причины агрессии разнообразны – накопившееся эмоциональное напряжение, неумение выражать словами обиду, недостаток внимания взрослых, желание получить чужую игрушку, показать силу сверстникам.

Часто дети причиняют вред окружающим или себе, потому что чувствуют беспомощность, грусть, обиду, но не могут разобраться в собственном состоянии, не владеют коммуникативными навыками для разрешения проблемы.

Выделяют следующие группы причин агрессивности:

  • Семейные отношения. Формированию агрессии способствует демонстрация жестокости, насилия, неуважения, частые конфликты в семье, безразличие родителей. Ребенок копирует поведение матери, отца – спорит, провоцирует драки, открыто проявляет гнев, непослушание с целью привлечения внимания.
  • Личностные особенности. Неустойчивость эмоционального состояния проявляется озлобленностью, раздражением. Через агрессию выражается страх, усталость, плохое самочувствие, компенсируется чувство вины, заниженная самооценка.
  • Особенности нервной системы. К агрессии склонны дети с неуравновешенным слабым типом ЦНС. Они хуже переносят нагрузки, менее устойчивы к воздействию физического и психологического дискомфорта.
  • Социально-биологические факторы. Выраженность агрессивности определяется полом ребенка, ролевыми ожиданиями, социальным положением. Мальчикам нередко внушается мысль, что мужчина должен уметь драться, «давать сдачи».
  • Ситуационные факторы. Эмоциональная лабильность детского возраста проявляется вспышками раздражения, гневливости при случайном воздействии внешних неблагоприятных событий. Спровоцировать ребенка может плохая школьная оценка, необходимость выполнять домашние задания, физический дискомфорт, вызванный голодом, утомительной поездкой.

Физиологической основой агрессивности детей является дисбаланс процессов возбуждения-торможения ЦНС, функциональная незрелость отдельных структур головного мозга, отвечающих за контроль эмоций, поведения. При воздействии раздражителя преобладает возбуждение, «запаздывает» процесс торможения.

Психологическая база детской агрессивности – низкая способность к саморегуляции, отсутствие развитых навыков общения, зависимость от взрослых, неустойчивая самооценка. Детская агрессия – способ снятия напряжения при эмоциональных, умственных нагрузках, плохом самочувствии.

Целенаправленное агрессивное поведение ориентировано на получение желаемого, защиту собственных интересов.

Классификация

Разработано множество классификаций агрессивного поведения. По направленности действий различают гетероагрессию – причинение ущерба окружающим, и аутоагрессию – нанесение вреда себе.

По этиологическому признаку выделяют реактивную агрессию, возникающую как реакция на внешние факторы, и спонтанную, мотивируемую внутренними импульсами.

Практическое значение имеет классификация по форме проявления:

  • Экспрессивная агрессия. Методы демонстрации – интонация, мимика, жесты, позы. Диагностически сложный вариант. Агрессивные акты не осознаются либо отрицаются ребенком.
  • Вербальная агрессия. Реализуется посредством слов – оскорблений, угроз, ругани. Наиболее распространенный вариант среди девочек-школьниц.
  • Физическая агрессия. Ущерб наносится с применением физической силы. Данная форма распространена среди детей раннего возраста, школьников (мальчиков).

Симптомы агрессивного поведения детей

Базовые проявления агрессии наблюдаются у младенцев до года. У малышей 1-3 лет конфликты возникают из-за присвоения игрушек, других личных вещей. Дети кусаются, толкаются, дерутся, кидаются предметами, плюются, кричат. Попытки родителей пресечь реакции ребенка наказаниями усугубляют ситуацию.

У дошкольников физическое выражение агрессии наблюдается реже, поскольку активно развивается речь, осваивается ее коммуникативная функция. Нарастает потребность в общении, но продуктивному взаимодействию препятствует эгоцентричность, неумение принимать чужую точку зрения, объективно оценивать ситуацию взаимодействия.

Возникают недопонимания, обиды, порождающие вербальную агрессию – ругань, оскорбления, угрозы.

Младшие школьники имеют базовый уровень самоконтроля, способны подавлять агрессию как способ выражения обиды, неудовольствия, страха. Вместе с тем, они активно используют ее для защиты интересов, отстаивания точки зрения. Начинают определяться гендерные особенности агрессивности.

Мальчики действуют открыто, применяют физическую силу – дерутся, ставят подножки, «щелкают» по лбу. Девочки выбирают косвенные и вербальные способы – насмешки, присвоение прозвищ, сплетни, игнорирование, молчание.

У представителей обоих полов определяются признаки заниженной самооценки, депрессии.

В подростковом возрасте агрессивность возникает как результат гормональной перестройки и сопутствующей этому периоду эмоциональной лабильности, усложнения социальных контактов.

Возникает потребность доказывать свою значимость, силу, востребованность.

Агрессия либо подавляется, заменяется продуктивными видами деятельности, либо принимает крайние формы – юноши и девушки дерутся, наносят соперникам увечья, совершают попытки суицида.

Частая агрессивность, подкрепляемая воспитанием, неблагополучной семейной обстановкой закрепляется в качествах личности ребенка. К подростковому возрасту формируются характерологические черты на основе гнева, озлобленности, обиды.

Развиваются акцентуации, психопатии – личностные расстройства с преобладанием агрессии. Возрастает риск социальной дезадаптации, девиантного поведения, правонарушений.

При аутоагрессии дети наносят вред себе, предпринимают попытки самоубийства.

Диагностика

Диагностика агрессивного поведения детей актуальна при чрезмерной частоте, выраженности проявлений. Решение обратиться к врачу-психиатру, психологу формируется у родителей самостоятельно или после рекомендации педагогов.

Основой диагностического процесса является клиническая беседа. Врач выслушивает жалобы, выясняет анамнез, дополнительно изучает характеристики из детского сада, школы.

Объективное исследование включает применение специальных психодиагностических методов:

  • Анкеты, наблюдение. Родителям, педагогам предлагается ответить на ряд вопросов/утверждений об особенностях поведения ребенка. Наблюдение проводится по схеме, включающей ряд критериев. Результаты позволяют установить форму агрессии, ее выраженность, причины.
  • Личностные опросники. Применяются для обследования подростков. Выявляют наличие агрессивности в общей структуре личности, способы ее компенсации. Распространенные методики – опросник Леонгарда-Шмишека, патохарактерологический диагностический опросник (Личко).
  • Рисуночные тесты. По особенностям рисунков определяется выраженность симптомов, причины, неосознаваемые эмоции. Используются тесты Несуществующее животное, Кактус, Человек.
  • Интерпретационные тесты. Относятся к проективным методам, выявляют неосознаваемые, скрываемые переживания ребенка. Обследование проводится с помощью Теста фрустрационных реакций Розенцвейга, Hand-теста (теста руки).

Лечение агрессивного поведения детей

При выраженной агрессии требуется коррекция методами психотерапии. Применение медикаментов обосновано, когда гнев, импульсивность, озлобленность являются симптомами психического расстройства (психопатии, острого психоза).

Вылечить агрессивность навсегда невозможно, она будет возникать у ребенка в определенных жизненных ситуациях. Задача психологов, психотерапевтов – помочь разрешить личностные проблемы, обучить адекватным способам выражения чувств, разрешения конфликтных ситуаций.

К распространенным методам коррекции относятся:

  • Игровые упражнения. Представлены экспресс-методами безопасного выражения агрессии. Ребенку предлагается выплеснуть гнев, раздражение, злость без вреда для окружающих. Используются игры с мячом, сыпучими материалами, водой, «листками гнева».
  • Тренинги коммуникации. Групповая работа позволяет ребенку выработать эффективные стратегии общения, способы выражения эмоций, отстаивания своей позиции без ущерба для других. Дети получают обратную связь (реакцию участников), анализируют успехи, ошибки с психотерапевтом.
  • Релаксационные занятия. Направлены на уменьшение тревожности, эмоциональной напряженности – факторов, увеличивающих риск вспышек агрессивности. Дети обучаются восстанавливать глубокое дыхание, достигать мышечного расслабления, переключать внимание.

Прогноз и профилактика

Агрессивное поведение детей успешно корректируется при совместных усилиях родителей, педагогов, психологов. Прогноз в большинстве случаев благоприятный.

Чтобы предупредить закрепление агрессии как предпочтительного способа взаимодействия, необходимо придерживаться гармоничного стиля воспитания, демонстрировать способы улаживания конфликтов мирным путем, относиться к ребенку с уважением, позволять проявления гнева в безопасной форме.

Не стоит акцентировать внимание на незначительных агрессивных поступках. Обсуждая проявления агрессивности, важно говорить о действиях, но не о личностных качествах («ты поступил жестоко», а не «ты жестокий»).

Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/adolescent-aggression

Агрессия у детей – признаки, причины, лечение. Откуда агрессия у ребенка? Как справиться с агрессией?

Какой бывает детская агрессия

Ребенок быстро растет, поражая своим новым поведением родителей. Еще недавно он мило улыбался всему миру и людям, а теперь готов плакать, капризничать и лезть в драку.

Если родители оказываются неподготовленными к тому, что у их малыша начнут появляться негативные качества, тогда они оказываются в тупике: «Откуда появляется агрессия у ребенка? Как справиться с агрессией?».

Когда родители становятся свидетелями того, что у детей проявляется агрессия со всеми присущими ей признаками и причинами, встает вопрос о лечении малышей от данного качества.

Детские годы являются тем начальным этапом, когда малыши начинают копировать своих родителей и друзей, пробуя новые модели поведения.

Агрессия у детей является своеобразной моделью поведения, которая закрепляется на долгие годы, если они достигают своих целей.

К примеру, если ребенок хотел получить чужую игрушку и ему это удалось сделать путем проявления агрессии, тогда у него возникнет ассоциация: агрессия – это хорошо, она помогает достичь желаемого.

Все дети пробуют агрессивное поведение как модель поведения.

Однако в последующем агрессивность у одних детей становится качеством характера, которое они постоянно проявляют, а у других – лишь реакцией на жестокость окружающего мира.

Обычно агрессия у детей является формой выражения своего негодования на факторы, которые возникают в окружающем мире. Ребенок либо словесно может выражать свои эмоции, либо на уровне поступков (плакать, драться и т. д.).

Практически в каждом коллективе найдется агрессивный ребенок. Он будет задираться, лезть в драки, обзываться, пинать и другими способами провоцировать других детишек. Первые признаки агрессии у детей появляются еще в младенческом возрасте, когда ребенка отлучают от груди. Именно в период, когда ребенок не чувствует себя защищенным и нужным, он начинает переживать.

Агрессия многих детей является попыткой привлечь к себе внимание родителей, которые мало уделяют внимания либо вообще игнорируют.

«Я никому не нужен», — и ребенок начинает пробовать различные модели поведения, которые помогут ему привлечь внимание. Жестокость и неповиновение часто помогают ему в этом.

Он замечает, что родители начинают с ним общаться, дергаются, беспокоятся. Раз подобное поведение помогает, оно начинает закрепляться на всю жизнь.

перейти наверх

Причина агрессии у детей

Как и у любого человека, есть свои уникальные причины агрессии у детей. Одного ребенка могут беспокоить «холодные родители», а второго – невозможность иметь желаемые игрушки. Причин для агрессии у ребенка предостаточно, чтобы выделить целый их список:

  1. Соматические заболевания, нарушение работы отделов головного мозга.
  2. Конфликтные отношения с родителями, которые не уделяют внимания, не интересуются ребенком, не проводят с ним время.
  3. Копирование моделей поведения родителей, которые сами являются агрессивными как дома, так и в социуме.
  4. Равнодушное отношение родителей к тому, что происходит в жизни ребенка.
  5. Эмоциональная привязанность к одному родителю, где второй выступает в роли объекта агрессии.
  6. Низкая самооценка, неумение ребенка управлять собственными переживаниями.
  7. Непоследовательность родителей в воспитании, разные подходы.
  8. Высокая возбудимость.
  9. Недостаточная развитость интеллекта.
  10. Отсутствие навыков налаживать отношения с людьми.
  11. Копирование поведения героев из компьютерных игр или наблюдение за насилием из экранов телевизоров.
  12. Жестокое отношение родителей по отношению к ребенку.

Здесь можно вспомнить случаи ревности, которые возникают в семьях, где малыш является не единственным ребенком. Когда родители любят больше другого ребенка, больше его хвалят, уделяют внимание, тогда это вызывает негодование. Ребенок, который чувствует себя ненужным, часто становится агрессивным. Его объектами агрессии становятся животные, другие дети, сестры, братья и даже родители.

Важным становится еще характер наказания, который применяют родители, когда ребенок провинился. Агрессия провоцирует агрессию: если ребенка избивают, унижают, критикуют, тогда он сам начинает становиться таким. Снисходительность или строгость как методы наказания всегда приводят к развитию агрессивности.

перейти наверх

Сайт психотерапевтической помощи psymedcare.ru отмечает, что агрессивность детей имеет множество причин.

Здесь могут быть как семейные проблемы, отсутствие желаемого, экспериментирование своего поведения, лишение чего-то ценного, так и соматические расстройства. Дети всегда копируют поведение своих родителей.

Часто взрослым следует посмотреть на то, как они себя ведут в присутствии детей, чтобы понимать, откуда агрессия проявилась у ребенка.

Первыми проявлениями агрессии могут быть укусы, которые совершаются 2-летним малышом. Это способ показать свою силу, установить свою власть, показать, кто тут главный. Иногда ребенок просто смотрит на реакцию окружающего мира путем проявления того или иного поведения. Если агрессию проявляет мама, тогда малыш просто копирует ее.

В 3-летнем возрасте агрессивность проявляется по причине желания иметь красивую игрушку. Детки начинают толкаться, плеваться, ломать игрушки, истерить. Желание родителей заставить ребенка успокоиться является неудачным. В следующий раз малыш просто усилит свою агрессию.

4-летние малыши становятся более спокойными, однако их агрессивность начинает проявляться в играх, где нужно отстоять свою точку зрения. Ребенок в данном возрасте не принимает чужого мнения, не терпит вторжения на свою территорию, не умеет сочувствовать и понимать желания других.

В 5-летнем возрасте мальчики начинают пробовать свои силы в проявлении физической агрессии, а девочки – в словесной. Мальчики начинают драться, а девочки дают прозвища, насмехаются.

Именно в 6-7-летнем возрасте дети научаются немного контролировать свои эмоции. Это проявляется не в мудром подходе к делу, а просто к сокрытию своих чувств. Будучи агрессивными, они могут мстить, дразниться, драться. Этому способствуют чувства заброшенности, отсутствия любви и асоциальная среда.

перейти наверх

Признаки агрессии у детей

Только ребенок может чувствовать свои эмоции. Далеко не всегда он способен осознать их и понять причины. Вот почему родители слишком поздно замечают, что с их ребенком что-то не то. Обычно признаками агрессии у детей являются их поступки, которые они совершают:

  • Обзываются.
  • Отбирают игрушки.
  • Бьют сверстников.
  • Мстят.
  • Не признают своих ошибок.
  • Отказываются соблюдать правила.
  • Гневаются.
  • Плюются.
  • Щипаются.
  • Замахиваются на других.
  • Используют оскорбительные слова.
  • Истерят, зачастую напоказ.

Если родители используют в воспитании малыша метод подавления, тогда ребенок просто начинает скрывать свои чувства. Однако при этом они никуда не уходят.

Расстроенность и беспомощность ребенка заставляет его искать любые способы справиться с проблемой. Если родители при этом не понимают чувств ребенка, тогда они своими мерами только усугубляют поведение малыша.

Это еще больше угнетает ребенка, который хотел не того, что сделали родители. Когда отсутствует искренность и проявление заботы со стороны родителей, тогда ребенок начинает вызверяться на них или на других детях.

Все начинается с того, что ребенок пробует истеричные формы агрессии: протест, крики, плач и т. д. Когда бьются и ломаются игрушки, ребенок таким образом выплескивает свое негодование.

Уже после данного периода наступает момент, когда ребенок начинает пробовать свои вербальные навыки. Здесь используются слова, которые он слышал от своих родителей, из телевизора или от других деток. «Словесная перепалка», где должен победить только ребенок, — частый способ проявления агрессии.

Чем старше малыш, тем больше он начинает совмещать физическую силу и словесные выпады. Тот метод, который у него больше всего получается, помогает в достижении цели, он использует и совершенствует.

перейти наверх

Лечение агрессии у детей

Не следует надеяться на то, что различные методы по лечению агрессии у детей стопроцентно устранят данное качество.

Следует понимать, что жестокость мира всегда будет вызывать у любого здорового человека агрессивные эмоции. Когда человек вынужден защитить себя, тогда агрессия становится полезной.

«Подставлять другую щеку», когда вас унижают или бьют, — становится путем к больничной койке.

Таким образом, при лечении агрессии у детей помните о том, что вы помогаете ребенку справиться с его внутренними проблемами, а не с устранением его эмоции.

Вашей задачей является сохранение агрессии как эмоции, но устранение ее как черты характера. В этом случае активное участие принимают родители.

Если их меры воспитания еще больше усугубляют ситуацию, тогда методы лечения, применяемые психологами, становятся более сложными и продолжительными.

Не следует уповать на то, что с возрастом ребенок станет добрее. Если упустить момент зарождения агрессии, это может привести к формированию данного явления как качества характера.

Самым эффективным способом устранения агрессии является исправление той проблемы, из-за которой ребенок негодует. Если малыш просто капризничает, тогда не следует реагировать на его истерику.

Если же речь идет о недостатке внимания, любви, общего досуга, тогда следует изменить свои отношения с ребенком. Пока причину агрессии не устранить, сама по себе она не исчезнет.

Любые попытки уговорить ребенка больше не быть злым приведут лишь к тому, что он просто научится скрывать собственные чувства, однако агрессия при этом никуда не исчезнет.

В момент, когда ребенок проявляет агрессию, следует разобраться с факторами, которые ее вызывают. Какие триггеры запускают механизм агрессивности? Зачастую родители своими поступками вызывают злость у ребенка и негодование. Изменение поведения родителей влечет изменения в поступках ребенка.

перейти наверх

Как справиться с агрессией?

Зачастую причиной агрессии у детей является не налаженные отношения с родителями. Таким образом, справиться с агрессией можно только путем коррекции поведения как родителей, так и детей. Здесь даются упражнения, которые ребенок выполняет сам либо с родителями.

Хорошим упражнением становятся ролевые игры, где ребенок и родители меняются местами. Малыш имеет возможность показать, как родители себя ведут по отношению к нему.

Также здесь разыгрываются сцены, когда ребенок ведет себя плохо, а родители научаются с ним правильно контактировать.

Родителям не помешает изучить литературу или пройти консультацию у семейного психолога, где они смогут получить информацию о том, как правильно реагировать на агрессию ребенка, как его воспитывать и какими способами усмирять его гнев.

Немаловажным становится поведение самих родителей не только в отношении ребенка, но и в адрес остальных людей. Если они сами проявляют агрессию, тогда становится понятным, почему их ребенок агрессивен.

Подходы воспитания детей у обоих родителей должны быть схожими. Они должны быть последовательными и едиными. Когда один родитель все разрешает, а другой – запрещает, это позволяет ребенку любить одного и ненавидеть другого. Родители должны продумать меры и принципы своего воспитания, чтобы ребенок понимал, что есть нормальным и правильным.

Также здесь используются методы:

  • Битье подушки.
  • Переключение внимания на другое занятие.
  • Рисунок собственной агрессии, который можно разорвать.
  • Исключение родителями со своей стороны запугивания, оскорбительных слов в момент агрессии ребенка, шантажирования.
  • Соблюдение полноценного питания.
  • Спорт.
  • Выполнение упражнений по релаксации.

Родителям следует почаще проводить досуг с детьми, интересоваться их мыслями и переживаниями. Также здесь помогает исключение из развлечений агрессивных компьютерных игр и просмотр насильственных передач, фильмов. Если родители находятся в разводе, тогда ребенок не должен этого ощущать. Его общение должно спокойно происходить как с матерью, так и с отцом.

перейти наверх

Итог

Агрессию невозможно полностью исключить из жизни человека, однако ее можно научиться понимать и контролировать. Хорошо, когда агрессия является реакцией, а не качеством характера. Итогом воспитания, когда родители занимаются устранением агрессивности у своих детей, является самостоятельность и сильная личность.

Прогноз при отсутствии попыток родителей помочь ребенку в контролировании своей ярости может быть неутешительным. Во-первых, ребенок по достижению подросткового возраста может найти плохих друзей. У всех они появляются. Только дети, которые могут контролировать свою агрессию, вскоре сами уходят из «плохих компаний».

Во-вторых, ребенок будет находиться в замешательстве. Он не умеет понимать свои переживания, оценивать ситуацию, контролировать свои действия. Результатом подобного поведения может стать тюрьма или гибель. Либо ребенок, когда вырастет, станет преступником, либо окажется в ситуации, где его искалечат или убьют другие агрессивные люди.

Стирается граница дозволенного у человека, который не учится управлять своими эмоциями. Это часто прослеживается у преступников.

Как результат отсутствия воспитания по устранению агрессии становится закрепление эмоции и формирование ее в качество характера. Как известно, злых людей никто не любит.

Только такие же агрессивные люди могут окружать того, кто зол на мир. Такого ли будущего желают родители своему ребенку?

Агрессивный ребенок часто руководствуется страхом. Он либо боится остаться в одиночестве, либо понимает, что никого не может заинтересовать, влюбить в себя. Все люди желают быть принятыми.

Этого же желает ребенок, который просто пока еще не понимает, что агрессия лишь еще больше отталкивает от него людей.

Если родители не будут тянуться к ребенку, который проявляет злость, тогда он может задуматься над тем, что другого сделать, чтобы родители его снова любили.

Источник: http://PsyMedCare.ru/agressiya-detey

Детская агрессия. Виды и способы коррекции

Какой бывает детская агрессия

Существуют разные виды отклонений детского поведения. В обширном списке бесспорным лидером является агрессия. Это неповиновение, проявления раздражительности, жестокое отношение к ровесникам, членам семьи и другим людям, драчливость, излишняя подвижность.

Для некоторых детей свойственно и словесная агрессия в поведении, начиная от ябедничества, завершая шантажом и оскорблениями личности.

Существует и комбинированная форма данного отклонения, которая может являться:

  • опосредованной — ребенок портит вещи других людей (тетради и ручки одноклассников);
  • непосредственной — ребенок способен плюнуть в товарищей, наброситься с кулаками педагога.

Такое поведение может сказывается не только на родных юного агрессора. В ходе поступков малолетнего тирана могут существенно пострадать в физическом и в финансовом (в ситуации с испорченными вещами) плане те, кто случайно оказался рядом.

Причины

К причинам появления детской агрессии относят:

  • желание получить нужный эффект;
  • стремление добиться внимания сверстников;
  • мщение;
  • охрана своих интересов.

Виды агрессии

Существуют следующие формы подобных отклонений:

  • враждебная деструктивность — предопределяется злобой, стремлением получить удовлетворение оттого, что от негативных действий кто-то страдает;
  • недеструктивная агрессивность – является способом достижения желаемого. Это метод существования в конкурентной среде, когда кругом соперники.

Последняя форма агрессии важна в для получения знаний. Обычно ребенок быстро проходит через этот период, вызывая минимальные проблемы для окружающих.

Есть определенные психологические аспекты, приводящие к детской агрессии:

  • невысокий уровень интеллекта и слаборазвитые коммуникативные умения;
  • недопустимость выстраивания хороших взаимоотношений с другими детьми;
  • низкая самооценка;
  • слабые игровые навыки.

Агрессия детей дошкольного возраста обычно обозначается как реактивная либо недеструктивная инструментальная. В подавляющем числе ситуаций подобное поведение малыши активируют для достижения определенных целей.

По направлению действия ребенка агрессия подразделяется на две типа:

  • гетероагрессия – нацелена на тех, кто находится вокруг ребенка. Это может быть использование нецензурных слов или даже рукоприкладство.;
  • аутоагрессия – направлена на самого ребенка. Это самоуничтожающее поведение, крайней степенью которого является суицид.

По способу возникновения агрессия бывает:

  • реактивной проявляется как ответ на раздражители извне, к примеру, конфликты;
  • спонтанной — возникает беспричинно, она объясняется внутренними порывами ребенка.

По назначению детская агрессия бывает:

  • инструментальной;
  • целевой.

Первый из обозначенных типов используется для достижения определенного результата. Второй является запланированным поступком, задачей которого считается причинение вреда живым существам.

По открытости обнаружения агрессия бывает:

Прямая агрессия предполагает явную нацеленность на объект, вызывающий негативные эмоции. Косвенная не осознается агрессивным ребенком.

По форме выражения агрессию подразделяют на три вида:

  • экспрессивную — предполагает применение бессловесных инструментов: тона и тембра голоса, выражения лица и жестикуляции.;
  • словесную – представляет собой речевое отражение отрицательных эмоций таких, как шантаж и оскорбления;
  • физиологическую — в этом случае наносится ребенок применят силу по отношению к окружающим.

Агрессия и социальная ориентированность

Ученый И. А. Фурманов детскую агрессию подразделяет на социализированную и несоциализированую.

У большинства детей нет каких-либо психических болезней, но у них отсутствуют моральные устои и воля, поэтому поведение ухудшается. Они не могут контролировать себя, следовать общественным нормам, поскольку слабо понимают, что это, либо неправильно воспитаны. В большинстве случаев агрессивное поведение возникает, чтобы стать заметнее.

Чувства выражаются живо: ребенок выбрасывает предметы и закатывает истерики. Здесь агрессивность длится недолго, и не сопряжена с жестокостью. Дети с подобным поведением почти всегда одиноки.

Ребенок с подобной разновидностью агрессии, как правило, психически нездоров. Агрессивность к другим людям в этом случае возникает внезапно либо в результате стресса.

Коррекция агрессивности у детей

Коррекция необходима не только обидчику, но и тому, кто подвергся агрессии, а еще — очевидцам актов враждебного поведения. Подходы к решению проблемы должна изменяться исходя из существующих обстоятельствам и конкретных случаев. Большинство методик для устранения негативных проявления носят элемент игры. Рассмотрим основные направления в работе психолога для решения данных проблем.

  1. Направление на выработку гуманности

Юного тирана нужно учить гуманности по отношению к обиженным им людям. Следует спросить, не жалко ли ему того, кому он сделал плохо. Дети, которые не умеют сострадать, необходимо приучить к соотношению себя с эмоциями находящихся рядом людей.

Стратегия предполагает, что и ребенок, обиженный им человек, и свидетели должны понимать отдаленные последствия случившегося. Маленький агрессор должен осознать, почему он так поступил. Важно заставить ребенка подумать. Жертве тоже нужно проанализировать ситуацию.

  1. Направление ориентации на состояние

Посредством этой стратегии оценивается не сам конфликт, нужно сделать акцент на состоянии обиженного. Поинтересуйтесь у ребенка, что он ощущает сейчас.

  1. Направление на переключение

Методика состоит в том, чтобы всех участников конфликта нужно «переключить» на другое состояние. Эмоции агрессивного ребенка должны поменяться, а обиженному нужно вместо страдания ощутить что-то другое.

Существует множество разных стратегий коррекции агрессии у детей. Если вы чувствуете, что не справляетесь, обратитесь на прием к специалисту.

Источник: https://www.psyportal.net/136916/detskaya-agressiya-vidyi-i-sposobyi-korrektsii/

Детская агрессия: виды и способы коррекции

Какой бывает детская агрессия

г. Москва, ул. Годовикова д. 9 стр. 37,    8 (499) 110-09-03 г. Мытищи, улица Рабочая дом 6,    8 (499) 110-09-03 Лицензия Министерства Здравоохранения МО ЛО-50-01-007875 от 21.07.2016

Детская агрессия — не настолько редкое явление, как может показаться.

У любого маленького ребенка, вне зависимости от его интеллекта и уровня развития, еще нет понятий о морали, которые бы удерживали его от «плохих» проступков.

А неразвитая воля у детей старшего возраста не оказывает сдерживающего эффекта, что приводит к агрессии, обусловленной неумением контролировать свои реакции.

Но, как бы то ни было, детскую агрессию нужно направлять в правильное русло, чтобы такое поведение не закрепилось и не стало привычной моделью.

Виды детской агрессии

Детская агрессия классифицируется по следующим основным признакам:

  • Цель агрессии. Ребенок может стремиться к достижению желаемого через проявление агрессивного поведения или же навредить кому-то. В первом случае речь идет о недеструктивной агрессии — могут применяться угрозы бросить школу, отнять у младшего брата игрушку и пр., чтобы добиться от родителей чего-то. Во втором случае поведение подразумевает деструктивность — ребенок проявляет агрессивность с целью получить удовольствие от того, что кому-то становится плохо от его действий или слов (накажут другого ребенка, который не виноват; младший брат или сестра будут плакать от того, что кто-то испортил их игрушку и пр.).
  • Возникновение агрессии. В ситуациях, когда агрессия вызвана какими-либо обстоятельствами, речь идет о реактивном поведении (реакция на что-либо). Спонтанная же агрессия возникает без всяких провоцирующих факторов как самостоятельное проявление.
  • Направление агрессии. Агрессия у детей может быть направлена на окружающих людей или на самого себя. Но если в первом случае проявления агрессивного поведения не вызывают сомнений, то во втором только специалист может идентифицировать проблему. Это связано с тем, что аутоагрессия не обязательно проявляется как нанесение вреда самому себе. В ряде случаев ребенок может причинять вред игрушкам, одежде и другим объектам, которые подсознательно ассоциирует с самим собой.
  • Адресность агрессии. При инструментальной агрессии в поведении ребенка проявляются черты, позволяющие ему добиться нужных ему результатов (не пойти в школу, вынудить родителей отпустить его гулять и пр.). При целевом поведении ребенок намеренно и сознательно адресует свою агрессию живым существам с целью нанести им какой-либо ущерб.
  • Форма проявления агрессии. Агрессия экспрессивного типа подразумевает эмоциональные проявления (гримасы, громкость и интонации голоса, положение тела и пр.). При вербальной агрессии ребенок использует ругательные выражения, может откровенно оскорблять окружающих или конкретного человека. При физической агрессии он пускает в ход силу и применяет ее против кого-либо или чего-либо.

Перечисленные типы агрессивного поведения могут сочетаться в различных комбинациях. Это определяется возрастом, интеллектуальным развитием ребенка, его социальной средой и другими обстоятельствами.

Но во всех случаях необходимо обратиться к психологу и провести диагностику: важно определить источник агрессии и скорректировать поведение ребенка так, чтобы он самостоятельно умел направлять негативную энергию в конструктивное русло.

Коррекция детской агрессии

Сегодня разработано множество методов коррекции агрессивного поведения у детей. Какой-либо конкретный способ или сочетание нескольких из них подбирается индивидуально, после комплексной оценки психоэмоционального состояния.

Но во всех методах выделяют несколько обязательных направлений, которые позволяют максимально полно охватить проблему:

  • Снижение уровня тревожности ребенка. Во многих случаях агрессия у детей приобретает функцию защитного механизма, с помощью которого ребенок противостоит каким-либо страхам.
  • Направленность на эмпатию. Ребенок, не понимающий, что другие люди также способны испытывать боль, грусть, радость, страх и пр., более склонен проявлять и поддерживать агрессивное поведение.
  • Осознание собственных эмоций. Часто ребенок, прибегающий к агрессивному поведению, не в состоянии «взять паузу», чтобы осознать, что именно он чувствует в данный момент. Для него агрессия — это своеобразная жалоба, просьба, возмущение и т.д., которые не успевают сформироваться и проявляются всплеском эмоций.
  • Обучение «правильным» проявлениям эмоций. Ребенку, склонному к агрессивному поведению, важно дать понять, насколько эффективно обсуждение проблемы и насколько это облегчает его собственное состояние.
  • Обучение контролю над гневом. Темперамент и некоторые черты личности ребенка требуют применения воли для управления гневом. С такими детьми должна проводиться работа по формированию и закреплению конструктивной модели поведения в ситуациях, провоцирующих ребенка на агрессию.

В ходе коррекции агрессивного поведения в обязательном порядке проводится работа с родителями, близкими родственниками, педагогами, воспитателями и другими людьми, часто контактирующими с ребенком. Это помогает охватить все аспекты проблемы — от неблагоприятной атмосферы в семье до провоцирующих факторов в детском коллективе.

Источник: https://mckorsakov.ru/intervyu/871-detskaya-agressiya-vidy-i-sposoby-korrektsii

Детская агрессия: какая бывает и как бороться?

Какой бывает детская агрессия

Агрессия – обязательная составляющая жизни. Когда нужно защитить себя, свой дом или близких, это чувство крайне необходимо. Все новое создается уничтожением старого. Выражение своей позиции и отстаивания мнения есть проявление агрессии. Без этого чувства выжить невозможно.

Причины «нормальной» агрессии

Проявление ярости, злости – нормальное явление. Эта защитная реакция не требует особо повышенного внимания со стороны специалистов (психиатров, медиков) если причины агрессии:

  • негативное изменение семейных обстоятельств – ссоры, развод родителей, смерть близкого человека;
  • возрастной кризис – иногда трудно справляться с изменением гормонального фона и прочих физиологических изменений. Со временем кризис спадет, проявление агрессивных состояний снизится;
  • ухудшение социальных отношений и взаимодействий – проблемы с учебой, напряженная психологическая обстановка в детском саду, школе, с друзьями.

Такие причины повышенной агрессии обычно непродолжительные. Они не вызывают особую тревогу со стороны самого ребенка, педагогов. Это поведение легко объяснить: неблагоприятная обстановка дома, разногласия или затяжной конфликт с педагогами, друзьями, одноклассниками.

Достаточно проявления заботы, чуткого, понимающего отношения со стороны близких, взрослых, разговор или цикл бесед с психологом. Ребенок научится контролировать свои чувства, выражать эмоции по-другому.

Когда стоит обратиться за помощью к специалистам?

Другое дело, если злость, ярость, истерики, физическая или вербальная агрессия проявляется внезапно, почти беспричинно.

На что следует обратить внимание:

  1. проявление неадекватных реакций систематическое в течение длительного времени (месяц или более);
  2. жестокая, опасная агрессия – ребенок затевает жестокую драку; портит имущество сознательно, устраивает поджоги; может просто так напасть на одноклассника; мучает животных;
  3. проблемы с социализацией – потеря дружбы и доверия со стороны сверстников, педагогов, родителей.

Инструментальная агрессия

Проявляется как способ добиться своего. Например, если ребенок отбирает игрушки, деньги у других детей, запугивая, угрожая, избивая их.

Или если он, не желая делать то, что ему велят, он набрасывается на источник раздражения, дерется, кусается. При этом неважно, кто перед ним: сверстник, родитель, педагог или совершенно незнакомый человек.

Причем это так называемая «спокойная агрессия». В таком состоянии ребенок скорее спокоен: он расчетлив, у него продуманы все действия.

Проявление агрессивной реакции – способ получить желаемое. Однажды поняв, что такие меры помогают легко добиться денег, игрушек или просто для того, чтоб его оставили в покое, ребенок берет на вооружение этот метод.

Что делать?

В таком случае необходимо выяснить причину поведения. Наказания, изоляция не улучшит ситуацию. Медикаментозного вмешательства не требуется. Наблюдение психолога, выяснение и изменение ситуации, вызвавшей этот способ добиваться цели, способствуют изменению поведения.

Импульсивная агрессия

Выражается во внезапных вспышках физической агрессии. Если ребенку хотя бы даже показалось, что его «задели специально», может последовать жестокое избиение.

Дети с импульсивными проявлениями агрессии «взрывные» во всем. Их видно сразу: они шумные, неусидчивые, предпочитают не играть со всеми детьми, а просто «носиться».

Причиной импульсивного поведения может быть синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Это неспособность контролировать свое поведение, усидеть на месте, удержать гнев. Отсюда возникает желание ударить. Неправильная работа лобных отделов головного мозга является причиной СДВГ.

Что делать?

Лекарственные препараты, наблюдение у психиатра, консультация психолога разрешают эту проблему. В процессе коррекционных мероприятий ребенок научается контролировать свое поведение, выражать свои чувства более мирным способом.

Аффективная агрессия

Проявление враждебных реакций как бы «волнами». То он спокоен, послушен, то внезапно взрывается: грубит, оскорбляет, может напасть с кулаками на сверстников, педагогов, родителей. Состояние начинается внезапно и заканчивается спустя 30 – 60 минут.

Возможные причины: необходима консультация психиатра, т. к. эти реакции могут быть следствием биполярного аффективного расстройства.

Что делать?

Купировать это нарушение деятельности головного мозга можно, применив медикаментозное и психотерапевтическое лечение. В процессе коррекции ребенок учится словесно выражать свои чувства, отслеживать моменты нарастающего раздражения, ярости и предупреждать об этом окружающих.

Агрессия как проявление страха

Он устраивает истерики, ломает вещи, дерется ни с того, ни с сего. Реакции выражаются, если есть какой-либо конкретный объект, негативно влияющий на внутреннее состояние ребенка: человек, ситуация (поход к врачу, в школу).

Возможные причины: постоянное непрерывное чувство тревоги, опасности, угрозы жизни может вызвать личностное расстройство – посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Если это заболевание выявлено — тревога, страх, ярость выходят из-под контроля и наблюдается в ситуациях без повода к такому поведению.

Что делать?

Наказание за эти проявления усугубит ситуацию и вызовет еще более бурную реакцию. Доверительный разговор, спокойное поведение родителей и обязательное посещение специалиста, помогут разобраться в причине приступов.

Названные симптомы и диагнозы могут устанавливать и подтверждать только психиатры, медики. То, что могут сделать родители:

  • быть доброжелательными
  • хвалить за положительные поступки
  • демонстрировать адекватное выражение негативных эмоций
  • быть терпеливыми
  • консультироваться с психологом и психиатром самим, чтобы больше и лучше понимать своего ребенка.

Источник: https://psychologyc.ru/pochemu-rebenok-agressivnyj/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.