Композиционные правила и средства садового дизайна

Содержание

Ландшафтный дизайн: Что является основой

Композиционные правила и средства садового дизайна

Природа дарит нам три основополагающих природных компонента сада – земля, вода, растения. Под землей понимается не только ее количество и качество, но характер ландшафта тоже. Поэтому, основой садово-паркового ландшафта выступает рельеф. Именно форма рельефа подсказывает дизайнеру, какие принципы ландшафтного дизайна применить, как выстроить композицию и какое стилевое решение выбрать.

Начинайте оформление своего участка только если вы действительно «загорелись». Теоретические познания мало что значат, пока нет огромного желания воплотить свои идеи

Рельеф является наиболее стабильным элементом садового ландшафта. От того, какой он есть, будут выстраиваться остальные компоненты. Занимаясь воплощением ландшафтного дизайна на своем участке, мы имеем дело с фрагментом природного ландшафта, в который сознательно вносим искусственные изменения.

Берем ограниченную определенными размерами природную территорию, внешний облик которой формируем, с учетом характерных особенностей рельефа, имеющихся посадок, качества почвы. В садах, которые расположены на наклонной местности, в склон встраивают крупные камни, валуны, имитирующие скальную поверхность. Высаживают вьющиеся многолетние растения с мощной корневой системой.

В ландшафтном дизайне всё должно соответствовать друг другу, чтобы выходил цельный образ. Выберите одну основную идею и ориентируйтесь лишь на неё

Отталкивайтесь от реальных нужд вашей семьи. Не стоит возводить античные колонны как у соседа, если они вам не нужны

Благодаря этим действиям, сад приобретает выразительный художественный образ и замечательный внешний вид. В таком случае видно, что дизайнер нашел удачное сочетание функциональности и внешней красоты.

Воплощение искусства в ландшафтном дизайне. Главные элементы

В каждом виде искусства есть свои средства выражения творческого замысла. Если это живопись, то основным средством найти образ является цвет, в скульптуре — форма. В садово-парковом искусстве, где применены основы ландшафтного дизайна, заключающиеся в совместном творении природы и человека, диапазон элементов создания художественного образа более обширный. Такими элементами выступают:

  • объекты живой природы – деревья и кустарники, цветы, водоемы;
  • объекты искусственной среды – малые архитектурные формы (садовые скульптуры, дорожки, арки, беседки).

Само наличие этих элементов на участке не обеспечит создание художественного образа. Чтобы получилась целостная, гармоничная картина, все должно быть сделано с применением правила ландшафтного дизайна и найдены определенные художественные способы ее воплощения.

Сделайте ставку на натуральные материалы, позволяющие максимально почувствовать сопричастность к природе

Спроектируйте сначала место для отдыха, а затем наполняйте площадки зелеными насаждениями. Так вы получите удобную структуру, которая позднее станет ещё и красивым садом

Основные принципы ландшафтного дизайна

Прежде чем принять решение по планировке и композиционных моментов, следует детально ознакомиться с особенностями территории. Если ваш участок имеет сложную форму, существенно облегчить себе работу возможно, воспользовавшись одним подходом — разделить на несколько простых зон. Они могут иметь прямоугольную, полукруглую, треугольную или иную форму.

Сад смотрится лучше, если в нем есть несколько четких линий. Например, дорожка или аллея с постриженными кустами

Единство стиля – если дом оформлен в деревенских мотивах, то и сад должен ему соответствовать

Этот подход помогает проанализировать особенности каждой из зон территории и, сделав выводы, гармонично скомпоновать объекты. Объединить все воедино следует придерживаясь определенных проектно-художественных принципов ландшафтного дизайна.

Принцип симметрии, совместно с принципом ритмического контраста.В этом случае, крупные и более мелкие по размеру объекты сада чередуются между собой в геометрической, заданной дизайнером, строгой последовательности. Создавая дизайн, проектировщик всегда ищет «стержень» композиции, ее композиционный центр и «доминантные точки». Опираясь на данный принцип, возникает, к примеру, следующий вариант решения – стержнем становится аллея, размещаемая по продольной оси прямоугольного участка. Центр композиции – круглая беседка, с декоративными элементами. По углам сада – четыре стройных кипариса. Они будут доминантными точками, замыкающими композицию.
Ритм.Простым проявлением ритма, является повторяемая через одинаковые промежутки линейная посадка кустов, деревьев. От умело найденного ритма и размещения акцентов, зависит легкость, полнота восприятия композиции сада. Сделать рисунок сада интереснее, можно с помощью возведения альпинария, террас, беседок, создания динамичного узора мощения дорожек.
Плавные формы.Для тех, кто устал от прямолинейных форм городских построек, при проектировании своего участка, используйте этот принцип. Согласно ему, площадки, клумбы, дорожки, живые изгороди имеют свойственные природе мягкие очертания и изгибы.
Нюанс, контраст.Это противоположные по форме проявления, принципы. Действуя по принципу нюансов, обеспечивается плавный малозаметный переход, от созданных дизайнером форм к природному ландшафту. При использовании контрастов все наоборот. Подчеркиваются различия форм, противопоставляются силуэты, очертания. В отличие от нюанса, контраст имеет свои выразительные особенности.

Плавный изгиб садовой дорожки, ведущей к липовой аллее

Пышный миксбордер кругового обзора на лужайке

Это не все, а только основные принципы ландшафтного дизайна. Стоит отметить принцип масштабности – одна и та же архитектурная форма, будет смотреться по- разному, в зависимости от того, в каком саду расположена. С существующими размерами участка, соизмеряйте масштабы планируемых построек, высоту и форму деревьев, кустарников и клумб.

Смешанная посадка высокорослых деревьев для защиты участка от ветра

Центр композиции – сухой ручей из камня

В сад всегда можно добавить что-то новое и интересное. Чем больше различных уголков и оригинальных идей, тем лучше он выглядит

Как оформить входную зону

Условно, участок делиться на 3 зоны:

  • переднюю часть (входная зона и палисадник);
  • боковые;
  • заднюю (включает в себя внутренний двор).

Разделение участка на зоны создает чувство порядка и аристократизма, подобно комнатам в доме

Входная зона не должна быть перегружена лишними деталями

Входная зона – лицо дома, по которому судят о вкусе жильцов, их образе жизни. Основными функциями этой части сада является создание декоративного эффекта, защита внутренней территории сада и дом от пыли, шума, идущего с улицы.

В этой зоне чаще всего размещают разные функциональные строения: навес под автомобиль, дорогу к гаражу, трансформаторные ящики, колодцы для сточных вод, прочие коммуникационные устройства. При правильном размещении и необходимости, эти элементы декорируются с помощью живой изгороди, решетки с вьющимися растениями.

Простой, но очень красивый заборчик перед входом на садовый участок

Шикарное оформление парадной зоны в восточном стиле

Хвойные растения перед входом в дом стабильны, не требуют сложного ухода, солидно выглядят в любое время года

В передней части принято высаживать декоративные кустарники, хвойники. Располагаются они с таким учетом, чтобы посадки не мешали проникновению солнечного света в окна дома. Симметрично посаженные ели или пихты, могут обрамлять вход в сад, а дополнят композицию фактурные валуны.

Еще необходимо позаботится о том, чтобы входная зона была красиво оформлена в любое время года. Для этого разбивается палисадник с растениями и цветами, дополняющими друг друга по оттенкам и периоду цветения. Живая изгородь из самшита, послужит прекрасным обрамлением дорожке и гаражному подъезду, мощеным природным камнем.

Опирайтесь на своё вдохновение, в нём ключ к созданию действительно потрясающего ландшафта

Участок с уклоном. Недостаток превратим в достоинство

Внутри сада часто встречаются перепады уровня, но это не является недостатком. Мастера ландшафтного дизайна полагают, что сад выглядит привлекательнее, чем многообразнее его рельеф. Дизайнеры помогут связать друг с другом разные уровни, изменить существующий рельеф (убрать или увеличить уклон), сформировать террасы.

Террасы – популярный способ придания наклонному участку ступенчатый вид, но работает до тех пор, пока уклон не слишком большой

При воплощении преобразований, следует учесть несколько важных моментов:

  1. Гармонично вписать природные переходы с созданными вертикальными и наклонными линиями лестниц, откосов, подпорных стен.
  2. При формировании горизонталей, стараться обеспечить такой уклон поверхностей, при котором, не будет происходить смыв плодородных слоев почвы. Важно, чтобы уклон был достаточным, способствовал удалению лишней дождевой воды, не давать ей собираться в лужи посреди сада.
  3. Произвести земляные работы – создать основу. Нужно сделать планировку местности, создать основной слой под засыпку или выемку земли, заняться выкапыванием ям и канав, сформировать откосы, засыпать или убрать землю.

Для подпорной стенки из камня высотой в пределах полуметра фундамент не нужен, достаточно правильной укладки и скрепления раствором

Подпорная стенка высотой в метр и выше требует определенной компетентности в строительном деле

Их внешний вид способен повлиять на эстетику сада. Строят их там, где есть откосы, присутствуют большие перепады рельефа, созданы разно-уровневые террасы. Чаще всего воздвигают подпорные стены между террасами.

Материал, из которого выполняют опоры – натуральный камень, сборные бетонные элементы и кирпич, если высота стены небольшая. Выбор материала понятен, так как позволяет создавать интересные архитектурные композиции, прочен и долговечен.

Каменные конструкции отлично вписываются в природный ландшафт и служит многие десятилетия

Деревянная подпорная стенка весьма интересна с точки зрения дизайна, но менее долговечна даже при условии использования твердых пород древесины

Кроме подпорных стен, для закрепления грунтовой поверхности откосов, используют несколько приемов: засев травой, укладка дерна, высадка кустарников. Невысокие подпорные стенки могут заменить садовые скамейки. Следует избегать воздвижения чрезвычайно высоких подпорных стен, из-за возможного нарушения гармоничного восприятия целостности пейзажа и во избежание дополнительных расходов.

Совет! Высокую стену лучше заменить двумя, тремя более низкими. Это облегчит переход между уровнями и не внесет диссонанс в естественность рельефа участка.

При выборе насаждений отдавайте преимущество растениям, растущим в естественных условиях на склонах и камнях

В ландшафтном дизайне существует много принципов и методов, как правильно оформить свой участок. Одна статья не в силах отразить всю информацию.

Если у вас небольшой участок, воплощать все на нем, будет неуместно.

Выберите несколько правил, которым будете следовать, подходящим вашему мировоззрению, количеству средств и времени, которое вы можете потратить. Этого будет достаточно для создания вашего оазиса!

Не хотите возится с газонами, рокариями и альпийскими горками? Обустройте дикий склон из камня и растений, которые не дают грунту разрушаться своими корнями

Здравствуйте, меня зовут Алина и я являюсь ландшафтным дизайнером, если у вас есть какие либо вопросы касающиеся ландшафтного дизайна, задавайте с удовольствием на них отвечу.

ландшафтные идеи для вдохновения

Источник: http://dizainvfoto.ru/landshaftnyj-dizajn/landshaftnyj-dizajn-chto-yavlyaetsya-osnovoj.html

Основы ландшафтного дизайна: 3 главных правила

Композиционные правила и средства садового дизайна

Ваш участок выглядит непривлекательно и вызывает лишь расстроенные чувства? Создайте на нем живописную картину своими руками. Зная главные правила и основы ландшафтного дизайна, справиться с этой задачей сможет начинающий садовод-любитель. Поможем разобраться во всех элементах ландшафтного дизайна.

Для чего нужны правила ландшафтного дизайна?

Вы согласитесь с тем, что любая территория, где коснулась рука дизайнера, выглядит гармонично, нет ничего лишнего, все находится на своих местах, каждая мелкая деталь становится связующим звеном всей композиции.

Возникает ощущение, что художник нарисовал картину и поместил в багет определенного сада. Кажется, что повторить такое невозможно без профессиональных навыков. А все достаточно просто.

Существуют простые правила, которые позволяют подойти к каждому этапу в оформлении ландшафтного дизайна даже самого маленького сада с умом.

Совет: Приступая к созданию проекта для своего участка (проект нужно сделать обязательно, чтобы в дальнейшем не отклониться от заданного курса), отбросьте желание затолкать в маленький сад большое количество ландшафтных приемов, стилей, декоров, разнообразных растений.

Вы должны четко знать какой стиль создать, какая функциональная особенность территории, сможете ли производить правильный уход за выбранными растениями. Можно смешать все, что душе угодно, но итог не будет радовать никого. Поэтому и были созданы правила ландшафтного дизайна, чтобы все выглядело гармонично, как в дикой природе.

Основы ландшафтного дизайна и правила

Мы не будем давать подробный ликбез об азах ландшафтного дела. Чтобы стать профессионалом, необходимо пройти курс обучения. Но для частного применения нашей информации будет достаточно. Весь процесс конструирования красивой картинки состоит из нескольких правил:

Единство стиля

Если дом и другие объекты построены в классическом или деревенском стиле, то и сад должен отвечать этому. Невозможно создать японский или французский дворик, если на садовом участке стоит щитовой домик. Единство должно быть во всем. При желании сделать сад в другом стилевом ключе, необходимо замаскировать неприглядные объекты, которые нарушат правило единства.

Простота дизайна

Это не значит, что все должно быть скучным. Простота подразумевает, что маленький участок не может быть перегружен сложными деталями. При первом взгляде на территорию должно возникнуть ощущение чего-то прекрасного, спокойного.

 Созданный образ должен умиротворять, а не будоражить мозг чувством, что у хозяина нет вкуса. Каждый объект должен нести информацию, которая соответствует основной тематике ландшафтного дизайна и сразу же угадывается.

Ничего лишнего быть не должно.

Господство и подчинение (правило доминанты)

Ландшафтный дизайн садового участка можно выстроить по принципу выбора объекта, который будет главным, а все вокруг подчинится ему. Такой доминант может быть в единственном экземпляре, но возможно построение нескольких композиций в таком ключе. Например, главным будет красивый раскидистый кустарник яркого оттенка, окруженный низкорослыми однолетниками, подчеркивающими его красоту.

Выберите из большого разнообразия зелени те варианты, которые будут соответствовать этому правилу. Ландшафтный дизайн — это не только растения, но и декоративные элементы: статуи, бордюры, фонтан, пруд, дорожки, подпорные стены. Они тоже могут быть доминантными по отношению к цветам, кустам, газону.

Выберите то, что хотели бы подчеркнуть и сделать ярким акцентом, привлекающим внимание посетителей сада.

Правила геометрических форм: треугольник, круг, квадрат

Этих правил недостаточно для создания идеального ландшафта. Необходимо применить еще несколько техник, основанных на геометрических фигурах:

  • правило треугольника или золотого сечения;
  • правило круга;
  • правило квадрата.

Рассмотрим каждое правило более детально. Они помогут правильно обыграть все углы вашего садового участка, даже маленького размера.

Правило треугольника в ландшафтном дизайне

Кажется, при чем тут сад и правила геометрии. Эти правила не имеют прямого отношения к научному понятию. Фигуры позволяют разделить садовый участок на равные зоны, в которых тоже сделать определенное разделение. Треугольник является своеобразным трафаретом для дизайнера. Здесь применяется правило золотого сечения.

Объясним более доступно: Это правило подразумевает распределение на участке предметов согласно пропорции, в которой главным является отсутствие двух одинаковых элементов. Число три является символичным для ландшафтного стиля. Но должна быть градация от большого к меньшему.

При посадке деревьев, кустарников, цветов выбирайте их разной высоты, формы, цвета. Сначала высаживаются высокие деревья, например, с округлой формой ярко-зеленого цвета, возможно, имеющих разную форму листа. Следующим рядом будут идти кустарники меньшей высоты, имеющие вытянутую форму, желтую, светло-зеленую или иную окраску листьев. Это могут быть игольчатые невысокие кусты.

Нижним рядом пойдут цветочные клумбы, которые тоже должны следовать правилу трех и посажены не в одну линию, а по принципу разностороннего треугольника.

Если все элементы ландшафтного дизайна выстроить в строгие линии, идущие параллельно друг другу, что-то может потеряться на заднем плане, закроется передними растениями одной высоты.

Поэтому пропорции треугольника здесь уместны как никогда, чтобы придать гармоничный вид ландшафту.

Источник: http://remontideas.ru/osnovy-landshaftnogo-dizajna-3-glavnyh-pravila/

Композиция в ландшафтном дизайне. Четыре элемента ландшафтной композиции

Композиционные правила и средства садового дизайна
Композиция в ландшафтном дизайне

Создать красивую композицию в ландшафтном дизайне – задача не такая уж простая, как может показаться на первый взгляд. Композиция – это не просто составление целого из частей.

Это создание такого целого, на котором хочется останавливать свой взгляд снова и снова. Это то, что вызывает у нас различные положительные эмоции.

Именно ландшафтная композиция является основой хорошего дизайна, и ее составляют всего четыре основные элемента.

Линия в ландшафтной композиции

Линия в ландшафтной композиции

Линии в ландшафтной композиции могут быть горизонтальными, вертикальными, диагональными или изогнутыми.

Линии используются в ландшафтном дизайне, чтобы подчеркнуть объект, задать траекторию движения или привлечь внимание к фокусной точке, коей может быть, например, огонь, вода или малая архитектурная форма.

Дорожки или участок сада с прямым маршрутом до фокусной точки, естественно, будут направлять человека в акцентную область сада. В отличие от этого, извилистая дорожка создаст чувство удивления.

С помощью линии можно перенаправить взгляд человека на области, представляющие наибольший интерес, при этом совершенно неважно, какой будет эта линия. Поэтому когда вы задаете маршрут на вашем участке, внимательно продумайте, куда будет вести основная или вспомогательная дорожка. Наиболее часто встречающаяся ошибка – это дорожка в никуда. А ведь это направляет наш взгляд.

И если мы не видим ничего в конце нашего пути, то подсознательно нас начинают одолевать сомнения, нужно ли вообще туда идти. И это, отнюдь, вызывает не интерес, а, скорей, опасения. А если в конце дорожки мы видим малую архитектурную форму, красивую скульптуру, лавочку или дерево с интересной формой, наш взгляд успокаивается, и мы плавно переходим в состояние созерцания.

А это уже совсем другое чувство.

Если же вы решили создать на своем участке извилистые дорожки, то здесь действует принцип неожиданности. Извилистая дорожка вызывает интерес, но не сама по себе.

В данном случае каждый крутой поворот должен обязательно содержать акцентный элемент, призывающий идти дальше.

И здесь будет лучше, если форма дорожки не будет видна целиком, как на ладони, нужно сделать так, чтобы каждый участок или каждый ее завиток, был скрыт, например, за ширмой из растений. Тогда это вызовет чувство интереса: а что же там, за поворотом?

Еще один момент, на котором хотелось бы остановиться – не экономьте на мощении дорожек в саду, ведь оно будет служить вам долгие годы. Сейчас наступили времена, не терпящие переделок. Во-первых, это очень дорого, а, во-вторых, это трата вашего драгоценного времени.

Как часто мы видим участки, на которых дорожки попросту соединяют входы построек между собой. Где же здесь ландшафтная композиция? Ее нет, поэтому вы не можете чувствовать себя комфортно на таком участке.

Расширьте немного горизонты, откройте лужайку перед домом, разбейте на ней красивый цветник или посадите небольшую декоративную группу из деревьев и кустарников. Поверьте, на такой пейзаж вы будете смотреть гораздо чаще, чем на иссеченный дорожками газон.

В этом случае ваши глаза будут бесконечно блуждать по созданным линиям в поиске пристанища.

Линии, независимо от того, реальные они или воображаемые (образованные, например, посаженными растениями), создают общую композицию в саду. Именно линии создают ощущение порядка и позволяют сосредоточить свое внимание на всем дизайне сада как едином целом, а не на отдельных деталях, которые его составляют.

Форма в композиции ландшафтного дизайна

Формы ландшафтной композиции создается контурами, замкнутыми в пространстве, и образуют трехмерные объекты.

Формой обладают малые архитектурные элементы и растения, и именно они организуют ландшафт, а зачастую и определяют весь ландшафтный стиль сада.

Формальные геометрические формы знакомы нам как круги, квадраты и многоугольники. Свободные формы отличаются извилистыми линиями и размытыми краями.

Растения создают в саду форму с помощью своих очертаний и силуэтов, их форма может меняться при их группировке. Тогда как постройки и малые архитектурные элементы – это формы постоянные.

Круги в композиции

Круги в ландшафтной композиции

Круги имеют прочную конструкцию. Взгляд человека всегда обращен к его центру, который наиболее часто используют как место для акцента. Для разнообразия в дизайне используют и производные круга – эллипс, сегмент, овал или полукруг.

Квадраты в композиции

Квадраты – это общепринятая «строительная» форма. Мы часто видим ее в мощении дорожек, а также в каменных, кирпичных или деревянных конструкциях и их отделке (плитка). В отличие от круга, квадрат – форма более фундаментальная и тяжелая для восприятия. Форма квадрата также может дробиться на сегменты, с помощью которых можно достигать другой, уникальной и более сложной, формы.

Многоугольники в композиции

К многоугольникам (особенно, к треугольникам) нужно относиться особо осторожно. Острые углы воспринимаются «колючими», что создает определенный дискомфорт для человека. Чем проще многоугольник, тем легче он воспринимается нашим зрением.

Извилистые формы

Извилистые формы
в ландшафтном дизайне

Свободные, извилистые формы часто имитируют естественное течение рек или ручьев. Такие формы хорошо работают при создании дорожек, проектировании цветников, проектировании водоемов и сухого ручья. Извилистые линии могут добавить таинственности в композицию сада, открывая зрителю все новые и новые виды.

Размытые или зубчатые края имитируют сколы натурального камня, фактурных листьев, вызывая ощущение грубости и шершавости. Подобные формы можно увидеть в альпинариях или вдоль сухого ручья, а также эти формы могут быть отражены в малых архитектурных формах.

Фрагментированные формы

Фрагментированные формы напоминают осколки камня или кирпича и часто используются в пошаговом мощении.

Форма растений

Форма растений в ландшафте

Форма растений является наиболее интересной. Она может изменяться за счет увеличения количества растений при их группировке. Форма, контрастирующая с другими формами в общем составе, будет являться акцентом.

Акцентные формы нужно использовать с осторожностью, их должно быть одна-две, но если их количество слишком большое, они способны привести к хаосу. Вертикальные формы добавляют пространству высоты, а горизонтальные – ширины. Форма растений способна изменять пространство ландшафтной композиции, внося в него всевозможные выпуклости и вогнутости.

Например, форма дерева с выгнутыми ветвями создает вогнутое пространство под ними, которое можно заполнить растением с куполообразной кроной.

Деревья обладают большим разнообразием форм, они могут быть: круглыми и столбчатыми, овальными и пирамидальными, в виде вазы и плакучими.

Различные формы деревьев используются не только для визуальной привлекательности, также они несут и функциональную нагрузку.

Например, для создания тени в саду больше подойдут круглые и овальные формы деревьев, в то время как экранирование требует пирамидальной или колоновидной формы.

Формы кустарников

Формы кустарников могут быть вертикальными, похожими на вазу, сводистыми, кургановидными, округлыми, остроконечными, каскадными и неправильными. Выбирая кустарниковые формы, нужно учитывать, будут ли они посажены в группе или одиночно.

Почвокровные формы

К почвопокровным формам относятся: ковровые, распростертые, стелющиеся, игловидные и комковатые. Почти все почвопокровные формы лучше смотрятся в массе.

Форма – это очень мощный инструмент для распознавания и определения объекта композиции, основываясь на его контуре или силуэте. Человеческое зрение способно воспроизводить объект даже если мы видим только часть знакомой нам формы.

Повторение одной и той же формы необходимо при создании структуры ландшафтного дизайна. Формы также определяют стиль сада.

Геометрические формы являются основой регулярных садов, а свободные формы предпочтительней использовать в пейзажных садах, имитирующих природу.

Цвет в ландшафтной композиции

Цвета растений и малых архитектурных форм вносят интерес и разнообразие в пейзаж. Цвет является наиболее заметным и, к сожалению, непостоянным элементом ландшафтного дизайна.

Для создания цветовых схем используется цветовой круг, который включает в себя три основных цвета (красный, синий и желтый), три вторичных цвета (зеленый, оранжевый и фиолетовый) и шесть третичных цветов (смесь вторичных и первичных цветов).

Окрас листьев и цветков растений создают настроение в саду. В ландшафтном дизайне дачного участка цвет используется для визуального эффекта. Цвета должны гармонировать с общим видом сада и сопровождать его изменение от сезона к сезону. Основными цветовыми схемами являются монохромная, аналоговая и комплиментарная.

Монохромная цветовая схема

В монохромной цветовой схеме используется один цвет. В ландшафтном дизайне это означает только один цвет, отличный от зеленого цвета листвы и травы.

В саду, где преобладает зеленый цвет, все-таки форма и текстура оказывают большее влияние на эмоциональное состояние. Но один цвет может иметь множество светлых и темных вариаций, которое добавляет разнообразия в общий вид.

Примером может служить белый сад с белыми цветами, белой пестрой листвой и белыми элементами декора.

Гармоничная цветовая схема

Аналоговая или гармоничная цветовая схема композиции состоит из любых трех-пяти цветов, которые находятся рядом в цветовом круге, например, красный, красно-оранжевый, оранжевый, желто-оранжевый и желтый, или синий, сине-фиолетовый и фиолетовый. Цвета связаны друг с другом, поскольку они, как правило, включают два основных цвета и, смешиваясь, образуют вторичный и два третичных цвета, обладая общими свойствами.

Комплементарная цветовая схема

Комплементарная цветовая схема предполагает использование противоположно стоящих цветов в цветовом круге. Эти цвета, как правило, имеют высокий контраст. Наиболее распространенными сочетаниями являются: фиолетовый и желтый, красный и зеленый, синий и оранжевый. Такие сочетания часто встречаются в природе среди цветов.

В растениях цвет имеют все их составляющие – листья, кора, плоды и цветы. Листва, как правило, служит отличным фоном для цветущих растений. Конечно, зеленая листва во всех ее разнообразиях оттенков – это все-таки доминирующий цвет по количеству, но при этом яркость других цветов на фоне зеленого воспринимается с большим вниманием, поскольку здесь работает контраст.

Конечно, цвет также встречается в зданиях, камне, брусчатке, дереве и мебели.

Большинство цветов натуральных материалов, таких как камень и дерево, имеют приглушенный тон и, как правило, несколько вариаций (например, коричневый, рыжий и бежевый).

Яркие цвета в малых архитектурных формах обычно встречаются среди искусственных материалов (расписная мебель, окрашенные керамические контейнеры, скульптуры или стеклянные украшения).

Цвет обладает свойствами, способными влиять на эмоции, восприятие пространства, интенсивность освещения, гармоничность и внимание. Цвета определяются их «температурой», они могут быть холодными и теплыми. Холодные цвета действуют успокаивающе, они используются в зонах пассивного отдыха.

Теплые же цвета, напротив, вызывают бурю эмоций, их лучше использовать в ландшафтных композициях в местах активного отдыха. «Температура» цвета также может влиять на восприятие расстояния. Холодные цвета как-бы отступают назад и воспринимаются дальше, делая пространство больше и глубже.

Теплые цвета воспринимаются как находящиеся ближе и делают пространство меньше.

Цвет также может служить и акцентом. Например, желтый, который имеет наибольшую интенсивность, сильно контрастирует с другими цветами и должен быть использован с большой осторожностью. Небольшое количество насыщенного цвета будет производить такой же эффект, как и большое количество более приглушенного цвета.

Цветовые схемы в саду могут меняться в зависимость от сезона. Летние цвета, как правило, более разнообразны и ярки, а зимние цвета склонны к однотонной и более темной гамме. Цвет также зависит от времени суток и времени года.

Летнее солнце делает цвета более насыщенными, а зимний – более приглушенными.

Подбирая цветовое решение композиции ландшафтного дизайна, следует учитывать и время суток, в которое сад будет использоваться, и уделить особое внимание текстуре и форме.

Текстура в ландшафтной композиции

Текстура в ландшафтной композиции

Текстура – это признак поверхности, который может быть разделен на три категории: грубая, средняя и тонкая. Текстура в ландшафтной композиции используется для обеспечения разнообразия, интереса и контраста. Любой элемент растения имеет текстуру, будь то листва, цветы, кора, ствол или ветви. Размер и форма определяют фактуру растения.

Грубая текстура доминирует над тонкой, а также над цветом и формой. Тонкая же текстура находится в полном подчинении у других качеств.

Крупно-текстурированные растения привлекают внимание и удерживают его благодаря игре света и тени. Тонкая текстура увеличивает пространство и дает ощущение открытости, легкости.

Грубая текстура минимизирует расстояние: растения кажутся ближе, а пространство становится меньше.

Грубую текстуру имеют крупные листья, листья с зубчатыми краями, толстые сучья и ветви, шипы и колючки, кора в глубокими изломами. Тонкую текстуру определяют небольшие листья, высокие тонкие стебли, тонкая трава, густые и мелкие ветки, лозы, мелкие нежные цветы.

Но большинство растений не может быть отнесено ни к обладателям грубой текстуры, ни к обладателям тонкой текстуры. Они характеризуются средними листьями с простыми формами и ровными краями, среднего размера ветвями (не густо расположенными), их форма обычно округлая или курганообразная.

Такие средне-текстурированные растения обычно выступают в качестве фона для растений с грубой и тонкой текстурой.

Текстура растений и малых архитектурных форм влияет на восприятие расстояния и масштаба.

Чтобы сделать пространство больше, нужно разместить растения с тонкой текстурой на заднем плане, перед ними расположить средне-текстурированные растения, а на передний план вынести растения с грубой текстурой.

Тогда разряженность тонкой текстуры отступит назад, и пространство будет казаться большим.

Чтобы сделать пространство меньше, растения с грубой текстурой должны будут занять место на внешнем периметре, а растения с тонкой текстурой нужно будет вынести на передний план. Визуально это сделает пространство композиции в ландшафтном дизайне меньше. Смелые цвета увеличивают контрастность и делают текстуру более грубой, в то время как приглушенные цвета могут сгладить текстуру ландшафтной композиции.

Источник: http://www.landshaft4u.ru/articles/kompoziciya-v-landshaftnom-dizajne.html

Как оформить сад по правилам композиции

Композиционные правила и средства садового дизайна

Сегодня речь пойдет не об эффектных растениях, стильных аксессуарах и оригинальных объектах. Нет, наша героиня — композиция, от которой в первую очередь зависит привлекательность любого дачного участка.


Отвечает за красоту

Раскроем самый главный ландшафтный секрет: по-настоящему красивым сад делает именно композиция.

Она серый кардинал дизайна, если хотите — этакая волшебная палочка, которая превращает пространство, загроможденное растениями и аксессуарами, в объект, достойный восхищения, а подчас и легкой зависти.

  Согласитесь, в оформление сада можно вложить немало средств, но так и не получить желаемого результата. Именно поэтому сегодня мы расскажем, на что обратить внимание в процессе обустройства дачного участка и как избежать обидных ошибок.

Для начала важно понять, что же такое композиция. Это художественное равновесие между всеми элементами сада, которое мы воспринимаем как однозначно красивое. Субъективно? Согласны, поэтому и предлагаем пошаговую инструкцию преображения.

Шаг 1. Ищем центр

В саду такой элемент именуют активной доминантой. Располагаться он может в любом уголке участка, а центром его называют исключительно из-за яркой «внешности», которая так и бросается в глаза.

Получается, что объект должен иметь солидный размер и выделяться на общем фоне формой, фактурой, цветом, оригинальностью конструкции, уникальностью — словом, любыми неординарными параметрами.

Совет: не стоит разбрасываться, пусть на вашем участке будет один, но достойный композиционный центр.

Шаг 2. Определяем элементы соподчинения

В эту «компанию» пригласите разнообразные, но обязательно заметные объекты. Помните: каждый из «кандидатов» должен иметь нечто общее с композиционным центром и «работать» на одну и ту же идею.

«Общность интересов» может проявляться в повторении цвета, формы, элементов отделки или же сортов растений.

Слева: Удачное соседство. Огромная гортензия повторяет форму миниатюрной туи.

 Справа: Гармония форм рождает гармонию ощущений. Приведите к общему знаменателю кроны деревьев и кустарников. 

Главное, чтобы второстепенные «герои» не перетягивали одеяло на себя.

Совет: количество элементов соподчинения может варьироваться от 3 до 5, а вот менее важных «статистов» может быть сколько угодно, но и они должны жить по общим законам и подчиняться «центру».

Шаг 3. Связываем воедино дом и сад

Для начала признаем, что дом здесь играет главную роль, а значит, задает тон. «Ниточек» между двумя объектами может быть много. Одна из них — «эхо-эффект», то есть повторение «домовых» мотивов и элементов в оформлении сада. «Родственные» материалы и элементы отделки, выбранные цвета и формы крепко свяжут дом и сад, а растения дополнят этот гармоничный альянс.

Важно: в конструкции дома обязательно предусмотрите переходные элементы — террасы, ступени, подиумы, шпалеры, перголы, через которые сад будет проникать в дом, а дом — в сад. Например, террасу можно украсить вертикальным озеленением, расставить по периметру контейнеры с цветами, а у подножия устроить клумбу.

Терраса — это часть дома, а при таком раскладе — и часть сада тоже.

Слева: Увитое зеленью крыльцо послужит переходным элементом между домом и садом. Справа: Плетистые розы, опутавшие фасад, не только маскируют постройку, но и соединяют ее с садовым пространством.

Вторая «ниточка» — пропорциональность. А это значит, что размеры всех садовых элементов и всех планировочных линий должны быть соотносимы с параметрами «домовых» характеристик.

Шаг 4. Соблюдаем правило гармоничной композиции

Объекты не должны иметь сложную и причудливую форму — это мешает их адекватному восприятию. Например, нет смысла делать площадку в форме бабочки — такое очертание не будет читаться с близкого расстояния и внесет дисгармонию в садовый пейзаж.

Оптимальными станут те формы, которые без труда можно нарисовать по клеточкам: квадрат (или прямоугольник), круг (или овал), объекты S-образной или каплевидной формы. Элементы с такими очертаниями в саду всегда выглядят эффектно и гармонично.

Шаг 5. Выбираем правильный цвет

Сад по определению многоцветен, а значит, здесь не действует строгое правило сочетания трех цветов, которое «работает» в домашнем интерьере.

Но это вовсе не означает, что подбор оттенков может быть абсолютно произвольным — при определении цветовых приоритетов не забывайте оглядываться на палитру, характерную для дачных построек, садовых конструкций, отделочных материалов и аксессуаров.

А вот растения могут быть любыми, необходимо лишь правильно подбирать их цветовые сочетания в рамках отдельных садовых зон, уголков, цветников, но не сада в целом.

Хотите создать эффектную цветовую композицию — используйте гармоничные сочетания, заданные цветовым кругом, которым обычно пользуются дизайнеры.

Оптимальным будет один из трех предусмотренных вариантов:

  1. Первый — нюансная гармония,то есть использование в оформлении сада оттенков одного цвета. На круге это составляющие одного сегмента. 
  2. Второй — тональная гармония, или использование цветов, расположенных на круге по соседству рядом друг с другом. 
  3. Третий — контрастная гармония — предусматривает выбор цветов, расположенных на противоположных сторонах цветового круга. 

Важно: любой из трех вариантов может быть представлен в виде диады (сочетаются два цвета), триады (сочетаются три цвета) или кварты (сочетаются четыре цвета). 

Следует принять в расчет и еще одно деление — на теплые и холодные тона. У представителей первой группы велика доля красного и желтого, а у второй — синего. Белый, серый и черный считаются ахроматическими, то есть не несущими конкретного цвета.

Есть еще и группа нейтральных цветов, которые служат отличным дополнением к ярким и сочным оттенкам и уравновешивают все слишком броское. Их можно использовать в любой из гармоний, при любом принципе сочетания цветов, но не вместо, а вместе с ними.

К нейтральным относятся светло-серый, светло-синевато-серый, бежевый, песочный, кремовый и светло-желтый.

Разноцветье должно быть тщательно продуманным. Какофония оттенков скорее будет раздражать, чем вызывать позитивные эмоции. Чтобы не ошибиться с выбором, используйте наши подсказки!

 Ольга Воронова, член Международной ассоциации дизайнеров интерьера IIDA.

А. Лысиков, С. Калякин, Ольга Воронова.

Источник: https://7dach.ru/MoySad/kak-oformit-sad-po-pravilam-kompozicii-77611.html

Законы и приемы ландшафтного дизайна

Композиционные правила и средства садового дизайна

Введение

Композиция

Перспектива

Цвет

Светотень

Симметрияи асимметрия

Контрасти нюанс

Ритм

Пейзажныекартины в малом саду

Введение

Какиеправила надо соблюдать, чтобы ваш участокне превратился в хаотичный набор несвязанных или неудачно связанных междусобою частей-элементов? Каковы законы,приемы и, если хотите, тайны мастерства,которыми пользуется ландшафтныйдизайнер, оперируя природными материалами?

Выдолжны заранее знать,

Чтобудет где расти, цвести и глаз пленять,

Какрядом выглядит такой с таким-то цветом

Ичто у нас цветет весной, зимой и летом.

Икак все разместить, чтоб зимостойкийсад

Благоухали цвел и радовал ваш взгляд…

Напротяжении многих веков мастера,создававшие сады и парки, придерживалисьзаконов и правил. подсказанных имприродой и общих для других видовискусств.

В садах сконцентрировались,слились воедино архитектура и живопись,поэзия и музыка, но законы ландшафтногопостроения оказались ближе всего кзаконам построения пространства, т. е.к законам архитектуры.

Поэтому мы говоримоб искусстве организации окружающегопространства средствами природноголандшафта как о ландшафтной архитектуресада.

Естественныйландшафт формирует пять основныхкомпонентов, тесно взаимосвязанныхдруг с другом: земля, вода, воздушныемассы, растительность и животный мир.

Мы знаем, что на земле осталось оченьмало уголков, где ландшафт сохранилсяв своем первозданном виде,— большинстволандшафтов искусственно созданычеловеком. Современные загородныеусадьбы — это также ландшафт, созданныйруками человека.

Поэтому дачникам исадоводам, по существу, создающим новыйоблик пригородов, важно использоватьприемы и законы ландшафтной архитектуры— ведь это законы гармонии и красоты,законы самой природы.

Чтобне нарушить чар естественной природы,

Потребныум и вкус, а вовсе не расходы.

Ведькаждый сад — пейзаж, и он неповторим,

Онскромен иль богат — равно любуюсь им.

Художникамибыть пристало садоводам!

Изображениеприроды на холсте картины или на плоскостистены в интерьере — это иллюзия реальногопространства. До нас дошло много картин,изображающих отдельные пейзажи иликогда-то существовавшие сады и парки.Из истории известно, что были икартины-“обманки”, которые применялисьв древних садах с целью зрительнорасширить пространство сада. Декораторырасписывали стены и ограды.

Таковыросписи стен “Верхового сада” в Кремле,роспись галереи Гонзаго в Павловскомпарке. И наоборот, на основе пейзажей,придуманных живописцами, дажефантастических, садовники создавалиреальные пейзажи в парках и садах.

Этимне ограничивалось взаимодействиесадово-паркового искусства с живописью:в обоих искусствах действуют законыперспективы и колористики, законыкомпозиции пространства — иллюзорногои реального.

Композиция

Подкомпозицией (от лат. compositio — связь,соединение) вообще понимается расположениеразличных форм в пространстве всочетаниях, создающих гармоничноеединство.

Иначе говоря, размещая растенияи сооружения в саду, мы должны добитьсятакого их соотношения, которое было быприятно глазу, вызывало бы ощущениегармонии.

Взаимосвязь пространства,плоскости и объемов выражаетсяобъемно-пространственной композициейи основана на общих закономерностяхпостроения ландшафта малого сада.

Прирешении композиционных задач необходимоучитывать целый ряд свойств, которымиобладают пространственные формы. Онианалогичны свойствам, выделенным вархитектуре, также оперирующейпространственными формами. Сюда входят:геометрический вид формы, ее величина,масса, фактура, положение в пространстве,цвет и освещенность (светотень).

Соотношенияформ по их свойствам представляют собойсредства композиции. Важнейшими из нихявляются: единство и соподчиненность,пропорции, законы линейной и воздушнойперспективы.

Они определяют соотношенияпространственных форм по положению впространстве, величине, цвету, освещенностии т. д.

Сюда же входят такие приемы, каксимметрия, асимметрия, равновесие, ритм,контраст, нюанс, масштабность и т. д.

Всеэти свойства и их соотношения тесносвязаны между собой, и выделить срединих главные и второстепенные, а темболее разделить их практически невозможно.Они неразрывно связаны. Значение этихсвойств и их соотношений в композицииопределяется в каждом конкретном случае.Однако в целях изучения лучше рассмотретьих отдельно.

Соотношениеформ по геометрическому строению. Формуприродных элементов можно обобщеннопредставить себе близкой к геометрической.Может быть линейная, плоскостная иобъемная форма, в зависимости отсоотношения ее измерений.

В линейнойпреобладает одно измерение над двумядругими, предельно малыми; в плоскостной— относительно равны два измерения приподчиненно малой величине третьего; вобъемной форме все измерения относительноблизки по величине.

Обратите вниманиена характерные объемные формы крондеревьев различных пород. Их можнопредставить себе как тела вращения —шары, конусы, параболоиды. По сравнениюс ними низкие массивы цветников выглядяткак плоскости (плоскостная форма).

Линейной формой, которая неизменноприсутствует во многих элементах сада,можно считать дорожки, бордюры, ограждениесада.

Соотношениеформ по величине. Составляя группу издеревьев и кустарников, мы частопользуемся контрастным соотношениемих форм (высокий — низкий, большой —маленький, пирамидальный — шаровидныйи т. д.).

Неизбежные в малом саду прямыедорожки, связывающие разные точки садапо кратчайшим направлениям, геометрическиправильные грядки сочетаются с округлымиочертаниями цветников. Желательная (изусловий ухода) посадка яблонь попрямоугольной сетке уравновешиваетсявведением живописных групп цветущихкустарников.

Жесткость границ участкауживается со свободными, мягкими линиямиберегов маленького бассейна. Это всепримеры соотношения форм по геометрическомустроению и по величине.

Приоформлении небольшого сада лучше всегоостановиться на какой-нибудь однойплоскостной форме, так как ощущениегармонии возникает благодаря простотеи повторяемости основного рисунка.Разнообразие достигается различнойвеличиной формы.

Так, круглую площадкудля отдыха можно устроить в центретакого же круглого газона, не менееинтересной может оказаться композицияплощадок квадратной и прямоугольнойформы.

Однако геометрические формывыполнят свою роль лишь в том случае,если они отчетливо просматриваются —в дорожках, живых изгородях, бордюрах,перголах, шпалерах, поверхности газонаили пруда. Композиция должна иметьэффектный центр.

Им могут стать деревос фигурной стрижкой, цветы в кадках иливазах, скульптура или фонтанчик.Подстриженные деревья и кустарникихороши и по углам клумб, и на концахдорожек, где они подчеркивают четкостьгеометрических форм.

Соотношенияформ по фактуре. Под фактурой понимаетсяхарактер поверхности предметов. Вландшафтном дизайне учитывается фактурарастительности — деревьев, кустарников,поверхности газона и цветников иматериалов мощения, лестниц и ограждений.

Если речь идет о древесных растениях,то фактура рассматривается как составнаячасть, характеризующая строение кроны(вместе с силуэтом и структурой). Приэтом, выделяют следующие типы: грубая(дуб), средняя (вяз, липа), тонкая (ива,береза).

Соотношенияформ по цвету. Цвет является одним изважных средств художественнойвыразительности композиции. Следуетучитывать сезонные и возрастные измененияцвета растений, общую цветовую гаммупейзажей, колорит цветников.

В весеннее,летнее и осеннее время окраска древесныхрастений слагается из цвета листьев,ветвей, стволов, цветков и плодов, а взимнее, позднеосеннее и ранневесеннеевремя цветовой тон определяется окраскойветвей и стволов.

В течение круглогогода значительное место в колоритепейзажа занимают вечнозеленые растения:пихта, ель, сосна, можжевельник. В южныхширотах используется широкий ассортиментвечнозеленых лиственных и хвойных.

Основным фоном для древесных и цветочныхрастений служат газоны, которые с апреляпо сентябрь варьируют по оттенкамзеленого цвета: от теплых до холодныхтонов.

Соотношенияформ по положению в пространстве. Здесьимеется в виду положение форм по отношениюдруг к другу и наблюдателю в трехмерномпространстве. Разнообразные формы мыразмещаем в пространстве сада и получаемпри этом три вида пространственнойкомпозиции: фронтальную, объемную иглубинно-пространственную.

Во фронтальнойкомпозиции, развернутой в ширину, какправило, не выражены два других измерения.Это своего рода плоскостная декорация.Объемная композиция имеет формы, ярковыраженные во всех трех измерениях.

Вглубинно-пространственных композицияхприродные формы организуются в глубокиеперспективы, восприятие которых взначительной степени определяетсязаконами линейной и воздушной перспективы— композиционных средств, присущихландшафтной архитектуре, так же как иживописи.

Источник: https://StudFiles.net/preview/403101/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.