Математические игры для детей 5-6 лет в детском саду

Содержание

Задания по математике для дошкольников

Математические игры для детей 5-6 лет в детском саду

Обучение математике в игровой форме развивает и формирует познавательный интерес ребенка. Лучше всего сформировать интерес к этой науке еще до преподавания ее в школе.

В этом помогут интересные и увлекательные задания и упражнения по математике для дошкольников.

Развивающие задания могут воспитать в ребенке ряд полезных качеств: упорство, способность к целеполаганию и планированию, следованию правилам, умению анализировать, взвешивать полученный результат, приводить доводы.

Поиск путей решения нестандартных задач способствует стимулированию творческой и исследовательской активности.

Правила организации занятий

Работать с развивающими математическими заданиями совсем нетрудно, родителям вполне по силам с этим справиться. Но чтобы ребенок получал от занятий максимальную пользу, необходимо придерживаться правил их организации:

Задания на смекалку помогают детям понять, что каждая потенциальная задача может содержать хитрость или двойной смысл. Чтобы найти правильный ответ, необходимо сосредоточиться и рассмотреть головоломку с разных позиций.

Перед тем как приступить к заданию, необходимо дать рекомендации по его выполнению:

  • Учитывать уровень развития и возрастные особенности ребенка.
  • Например, концентрация внимания дошкольников ниже, чем у младших школьников. Они могут удерживать внимание, занимаясь интересующей деятельностью, на протяжении 30-50 минут. Если вдруг внимание малыша угасло, не нужно заставлять его заниматься дальше.
  • Исходить из интересов ребенка.
  • Не злоупотреблять подсказками.
  • Если чадо не может найти решение задачи, не нужно каждый раз говорить правильные ответы, надо побуждать его к поиску и проявлению терпения.Чтобы удержать интерес ребенка, взрослый может предложить частичную подсказку.Как правило, дошкольнику не удается выполнить все задания с первого раза, но это имеет позитивные стороны — если ребенок вынужден что-то делать несколько раз, происходит развитие волевой сферы.
  • Не ограничиваться упражнениями одного типа, а использовать разнообразный материал.
  • Это поможет разностороннему развитию. При организации занятий надо обращать внимание на тренировку пространственных временных отношений, навыков счета, воображения, логического мышления и др.
  • Применять разные формы организации занятий: индивидуальная работа, игры в паре или командные соревнования.
  • Исходить из постепенного усложнения заданий.
  • Использовать средства наглядности, которые будут привлекать внимание ребенка: яркие картинки или фотографии, изображения любимых сказочных героев.
  • Не скупиться на похвалу, если малыш ее заслужил.
  • Поощрять самостоятельность.

Виды заданий по математике

К занимательным математическим заданиям относятся игры, загадки, шуточные задачи, головоломки, упражнения с геометрическими фигурами. Все они направлены на развитие быстроты реакции, логического и нестандартного мышления, находчивости, воображения.

Поскольку дошкольный возраст подразделяется на младший и старший, то и задания должны подбираться с учетом степени сложности. Младший дошкольный возраст охватывает возрастной период 3-4 года, а старший — 5-7 лет. Конечно, разбивка заданий по возрасту условная, так как все зависит от темпов развития отпрыска, именно на них и надо ориентироваться.

Математические игры

К математическим играм принадлежат задания, которые базируются на анализе логических отношений и закономерностей.

Чтобы найти ответ, необходимо проанализировать условия задачи, ознакомиться с ее содержанием и понять, что требуется делать.

Поиски решения заключаются в применении мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения.

Игры для младших дошкольников

Игра «Составь последовательность чисел». Ребенку даются перемешанные карточки с цифрами от 1 до 5 или 10, а он должен разложить их в правильной последовательности.

Задание «Сосчитай предметы». Ребенок получает бланк с картинками, возле которых есть цифры. Надо сосчитать предметы на картинке и обвести соответствующую цифру.

Задание «Божьи коровки». Надо на тельце насекомого нарисовать указанное количество точек.

Игры для старших дошкольников

Игра «Сравни число». Взрослый предлагает ребенку назвать число, учитывая условия: оно должно быть больше 5, меньше 8. За каждый правильный ответ можно давать солнышко или флажок.

Задание «Найди соответствие примерам». На специальном бланке слева расположены серии картинок, а справа — примеры. Необходимо подобрать к картинке подходящий пример.

Математические задачи на смекалку

Головоломки рекомендуют предлагать детям старшего дошкольного возраста. Самыми распространенными являются геометрические задачи со счетными палочками. Их называют геометрическими, потому что в основе задания — составление, трансформация различных фигур. Для выполнения задания надо подготовить счетные палочки и таблицы-схемы с изображениями фигур.

Нужно стараться выбирать задачи с разными условиями и способами решений, чтобы стимулировать поисковую активность малыша.

Задачи для дошкольников

«Составление предметов по картинкам». Перед ребенком кладется картинка с изображением какого-то предмета. Это может быть домик, скамейка, . Ребенок должен, ориентируясь на образец, сложить из палочек аналогичный предмет. Впоследствии можно усложнить задание, попросив ребенка сложить показанную картинку, не имея перед глазами пример, то есть по памяти.

«Преобразование фигуры». Задание проводится в 2 этапа. Сначала взрослый показывает ребенку фигуру и просит составить из палочек такую же. Инструкция второго этапа: надо определить, какие и сколько палочек следует убрать, чтобы получилась другая фигура.

«Геометрические примеры». Ребенку надо проанализировать представленные геометрические фигуры, представив, как будет выглядеть конечный результат и выбрать ответ.

«Сосчитай фигуры». Ребенку дается изображение сложной геометрической фигуры, состоящей из множества деталей, он должен сосчитать, сколько в фигуре треугольников, прямоугольников, квадратов.

Игры на воссоздание из геометрических фигур образных изображений

Игры с геометрическими фигурами на составление различных предметов, животных очень полезны для развития аналитического мышления, сенсорных умений. Для проведения занятий необходимо запастись набором фигур: круг, треугольник, прямоугольник или квадрат.

Игры для старших дошкольников:

«Составь силуэт животного или насекомого». Для игры берется круг, который разделен линиями на более мелкие и неоднородные детали, разрезается. Затем из полученных частей круга дети пробуют составить картинку, причем конкретные инструкции им не даются — они должны действовать по своему замыслу.

«Предметы из кубиков». Глядя на изображение предмета, дошкольник из кубиков строит такой же.

Загадки, шуточные задачи, занимательные вопросы

Загадки, шуточные задачи и занимательные вопросы встречаются детьми с необыкновенным энтузиазмом. Они способны активизировать умственную деятельность ребенка, выработать навыки замечать главные и существенные свойства, отделяя их от второстепенных.

Задания, относящиеся к этой категории, отлично подходят для использования в начале занятия, чтобы подготовить чадо к интеллектуальной работе, провести умственную гимнастику.

Шуточные задачи способны создавать благоприятный эмоциональный фон, поднимать настроение. В качестве отдыха и переключения внимания задания можно использовать в середине занятия.

Математические загадки — это замысловатые вопросы или описания какого-то предмета, явления, которые ребенок должен отгадать. Поскольку загадки математические, то в них обязательно будут фигурировать цифры, надо будет производить вычислительные действия.

Шуточные задачи представляют собой игровые задания с математическим смыслом, для решения которых необходимо использовать смекалку и находчивость, а в некоторых случаях обладать чувством юмора.

По ним рекомендуют заниматься со старшего дошкольного возраста. задач необычное, так как наряду с главными признаками они включают второстепенные.

Получается, что поиски ответа как бы замаскированы другими условиями.

Примеры шуточных задач

  • 2 автомобиля проехали 5 км. Сколько км проехал каждый автомобиль?
  • Если аист стоит на одной ноге, то он весит 4 кг. Сколько будет весить аист, когда он стоит на 2 ногах?
  • Что тяжелее: 1 кг бетона или 1 кг ваты?

Занимательные вопросы

Они представляют собой краткие вопросы с побуждением сосчитать что-то.

  • Сколько ушей у трёх мышей?
  • Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас?

Игры, математические развлечения

Игры и математические развлечения — отличный способ разнообразить формы работы. Если выбрать игру с двумя участниками, то интерес ребенка возрастет за счет духа соревнования.

Пример игры для старших дошкольников

«Домики». Для этой игры понадобится 20 изображений домиков с 10 окошками. По наличию штор на окошках можно судить о квартирах. Суть игры состоит в том, чтобы сравнивать домики между собой: сколько надо вселить жителей, чтобы все квартиры полностью были заняты, сколько надо убрать из домика жителей, чтобы в нем было занято столько же квартир, как в пятом доме.

Универсальные игры

«Нарисуй картинку по цифрам». Чем старше ребенок, тем больше цифр может быть.

Книги по математике для дошкольников

  1. А. Болошистая «Математика вокруг тебя». Рабочая тетрадь включает задания на формирование математического мышления. Предназначена детям 4-5 лет.
  2. К.В. Шевелев «Математика для дошкольников». Рабочая тетрадь состоит из развивающих заданий, адресованных детям 6-7 лет. Занятия рассчитаны на подготовку к школе.
  3. Л.Г. Петерсон «Раз — ступенька, два — ступенька». Серия пособий призвана формировать математический образ мышления, воображение, способность к анализу.
  4. М. Дружинина «Большая книга досуга». В книгу входят ребусы, загадки, головоломки. Задания призваны развивать аналитическое мышление, расширять кругозор, активизировать воображение.
  5. О. Жукова «Математика для дошкольников». В книжке-раскраске собраны игровые упражнения, которые научат ребенка счету до 10, помогут развить восприятие и логику.

Источник: http://ProfyMama.com/razvivalochka/matematika/dlya-doshkolyat.html

Математические игры для детей 5–6 лет: готовимся к школе

Математические игры для детей 5-6 лет в детском саду

Приветствуем вас, дорогие читатели! В этом материале мы предлагаем вам математические игры для детей 5–6 лет.

В каждой семье наступает момент, когда перед родителями встаёт задача, как научить малышей простым математическим действиям. Делать это нужно так, чтобы с первого раза не привить ребёнку негативное отношение к учёбе.

Так что воспользуемся игровыми методами. Не знаете, как это сделать? Тогда садитесь и читайте!

С чего начать?

Многие родители совершают грубую ошибку, сразу усаживая малышей за стол и устраивая подобие школьных занятий. Взрослые заставляют детей писать цифры, складывать яблоки и т.д. Это в корне неверное начало.

Не забывайте, что математика включает в себя не только умение считать, но, прежде всего, способность логически мыслить. Математические игры направлены и на обучение счёту, и простым действиям, и пространственному мышлению, и логике.

Итак, начнём знакомство с цифрами. Если кроха к пяти годам уже умеет считать до десяти и соотносит внешний вид чисел с количеством — считайте, полдела сделано. Можно переходить на следующую ступень. Найдите подходящий момент.

Можно ради этого заранее прикупить вкусностей и положить несколько конфет или печенюшек в вазу.

Когда кроха потянется за конфетой и съест её, остановитесь и спросите: сколько конфет было в вазе? А сколько осталось, когда ты съел одну?

Расскажите, что малыш сегодня впервые познакомился с вычитанием. А теперь пример на сложение. Добавьте к имеющимся конфетам ещё одну или две. Сколько получится? Объясните крохе, что такое сложение и для чего необходимо это действие. Вот начало урокам по математике и положено. Теперь дело техники.

Во время занятий не забывайте, что концентрировать своё внимание более 50 минут подряд малыш не может, поэтому играть дольше нет смысла. Не заставляйте, а направляйте, подбадривайте.

Ваша задача — сделать первые шаги вашего крохи в математике наиболее лёгкими, чтобы и дальше наука не казалась ему трудной.

А теперь давайте поиграем в математические ребусы, загадки и лабиринты.

Сложение и вычитание

Просто решать примеры на бумаге скучно. А если то же самое задание преподнести ребёнку в форме игры, информация усвоится гораздо лучше. Предлагаем несколько идей, как сделать увлекательную «огранку» традиционному решению примеров на сложение и вычитание в пределах 10 или 20 (если ваш кроха уже пытается считать в этих пределах).

  • Карточки, на которых нарисованы цифры. Дидактический материал для игр можно изготовить самостоятельно. Вырежьте из картона карточки и напишите на них фломастером или красками необходимые цифры. Каждое число продублируйте, чтобы его можно было использовать в примерах. Вместо карточек можно применять продающиеся сегодня в детских магазинах магнитные или деревянные цифры, лото, домино и т.д. Складывайте из них примеры, решайте задачи. Поверьте, есть большая разница: написать пример одним цветом маленькими цифрами на бумаге или же сложить его из красочных пёстрых карточек!
  • Математические раскраски. Все крохи любят рисовать. Используйте эту страсть своего малыша и предложите раскраску с математикой. Если ребёнок никогда прежде не знакомился с таким видом деятельности, начните с простого: распечатайте картинку с контурами, поделите её на части и обозначьте каждый цвет цифрой. Пронумеруйте каждую часть на рисунке: она должна соответствовать определённому цвету. Когда кроха осознает, в чём состоит смысл задания, —усложняйте. Вместо чисел напишите примеры на сложение и вычитание. Когда ребёнок решит пример, у него должно получиться число, соответствующее числовому обозначению оттенка. Материалы для раскрасок можно сделать самому или распечатать готовые рисунки с примерами. Чтобы вселить в кроху уверенность в своих силах, можете устроить домашнюю выставку его работ!
  • Игры онлайн. Сегодня производители компьютерных игр предлагают множество вариантов развлечений с пользой для малышей. На мониторе можно складывать, вычитать, сортировать предметы по определённым признакам, решать логические задачи. Заранее подбирайте задания для малыша: нежелательно, если он будет видеть, как вы длительное время находитесь в поисках, а он в этот период скучает. Ваш выбор должен быть осознанным. И не забывайте: от компьютерных игр может быть не только польза, но и вред для зрения и психики. Ограничьтесь одним часом в сутки, причём разбивайте время для игр на несколько этапов.

Благодаря игровому подходу к обучению математике вы вскоре заметите явный прогресс в знаниях у ребёнка, ведь учиться ему будет интересно!

Логические задачи

Классический пример: что легче — килограмм пуха или килограмм железа? Конечно, кроха ещё может не знать о граммах или килограммах, но сам принцип организации подобных задач должен быть родителям понятен.

Подобных заданий существует очень много. Взяв за основу один принцип, вы можете придумывать различные варианты похожих задач, пока не убедитесь, что ребёнок их усвоил.

Например, возьмите три куклы и наденьте на них платья разных оттенков. Если кукол нет, можно нарисовать их или использовать любые другие предметы. Придумайте куклам имена.

А теперь малыш должен угадать, как зовут девочек, решив задачку. Скажем, Маша одета не в синее и не в зелёное. А Оля одета не в зелёное и не в розовое.

В какое платье одета Катя? (Ответ: в зелёное, поскольку две предыдущие куклы в него не одеты).

Дидактические игры можно придумать и с геометрическими фигурами, которые любой ребёнок к шести годам должен знать. Нарисуйте большой треугольник или любую другую фигуру. Внутрь впишите другие фигуры — желательно так, чтобы они сразу не бросались в глаза. Попросите малыша найти их и раскрасить в определённые оттенки цветов, например, круг — в жёлтый, треугольник — в синий и т.д.

Придумывайте разные варианты заданий с геометрическими фигурами. Например, можно нарисовать собачку только из треугольников, а ребёнку предложить изобразить зайчика, используя только окружности. Получится ли это у него?

Можно немного отвлечься от чисто математических вычислений и подключить бытовую логику. Найдите карточки с изображением зверей, желательно диких и домашних. Допустим, у вас шесть животных. Для них нарисуйте домик, в котором будет три комнаты.

Задача ребёнка — расселить животных так, чтобы они не подрались и не съели друг друга, а смогли мирно ужиться в одной комнате. Чтобы выполнить задание, крохе придётся вспомнить классификацию зверей, а потом поровну распределить их по комнатам.

Математика не должна сосредотачиваться только на цифрах, тем более в таком возрасте, когда интересно все жизненное. Игры и примеры должны быть понятными и полезными — тогда и малыш будет решать их с удовольствием.

Что нужно уметь?

В результате математических игр дети получают базовые знания, которые пригодятся им в школе. Неплохо будет, если ваш кроха ещё и научится писать цифры. Для обучения созданы специальные прописи с картинками, где ребёнок сначала считает изображения, подписывает их количество цифрой, а потом эту цифру раскрашивает, прописывает и т.д.

Чем не игра в прописи? В день можно сочетать разные типы заданий: сегодня пишем и раскрашиваем, завтра играем на компьютере и решаем задачи на логику. Благодаря разумному распределению усилий ни вы, ни кроха не будете уставать, и к школе вы вполне будете соответствовать требованиям к первокласснику:

  • считать до десяти;
  • знать и уметь писать цифры;
  • отличать и рисовать простые геометрические фигуры, делить их на равные части;
  • знать понятия «шире» — «уже», «выше» — «ниже» и уметь измерять три основных параметра: длину, высоту и ширину;
  • решать задачи в одно действие.

Если ребёнок легко справляется с поставленными задачами, значит, ваши игры были организованы верно!

Может быть, дорогие читатели, вы хотите предложить свой вариант математических игр? Тогда оставляйте комментарии. Мы с радостью примем во внимание ваш опыт.

Источник: http://nii-evrika.ru/matematicheskie-igry-dlya-detej-5-6-let/

Как дошкольники изучают математику?

Математические игры для детей 5-6 лет в детском саду

Непростая задача математика для дошкольников, а научить дошколят простейшим математическим приемам раньше казалось вообще невероятным. Дети только в первом классе начинали изучать все азы и основы математики. Сейчас же ситуация изменилась.

В школу дети приходят уже с багажом знаний. Математика для дошкольников представляет некоторые сложности. Поэтому знакомить дошкольников с царицей всех наук следует в увлекательной атмосфере, которая будет интересна даже самому вертлявому ребенку.

Математика для дошкольников и математические игры позволят легко и с удовольствием познакомиться дошкольникам с цифрами и числами, с простыми арифметическими действиями, а также знаками «больше» и «меньше».

Когда дошкольники решают задачки в игровой форме, они дополнительно побуждаются найти верный ответ. Дети жаждут похвалы или какой-нибудь награды, пытаются победить в игре непременно. И это способствует закреплению новой информации.

Вот так ненавязчиво и увлекательно можно развивать интерес дошкольника к приобретению полезного материала.

Математика для дошкольников — наглядность при обучении

Неоспоримым достоинством математического обучения дошкольников посредством математических игр считается наглядность, развивающая абстрактное мышление.

Привлекательные картинки с изображениями цифр и чисел, основанные на жизненных примерах, помогут дошкольникам научиться анализировать, сравнивать предметы и их качества, заучивать арифметические действия.

Правила организации занятий математики в детском саду

Работать с развивающими математическими заданиями совсем нетрудно, родителям вполне по силам с этим справиться.

Но чтобы ребенок получал от занятий максимальную пользу, необходимо придерживаться правил их организации:

Задания на смекалку помогают детям понять, что каждая потенциальная задача может содержать хитрость или двойной смысл.

Чтобы найти правильный ответ, необходимо сосредоточиться и рассмотреть головоломку с разных позиций.

Перед тем как приступить к заданию, необходимо дать рекомендации по его выполнению: Учитывать уровень развития и возрастные особенности ребенка.

Например, концентрация внимания дошкольников ниже, чем у младших школьников. Они могут удерживать внимание, занимаясь интересующей деятельностью, на протяжении 30-50 минут.

Если вдруг внимание малыша угасло, не нужно заставлять его заниматься дальше. Исходить из интересов ребенка. Не злоупотреблять подсказками. Если чадо не может найти решение задачи, не нужно каждый раз говорить правильные ответы, надо побуждать его к поиску и проявлению терпения.

Чтобы удержать интерес ребенка, взрослый может предложить частичную подсказку.

Как правило, дошкольнику не удается выполнить все задания с первого раза, но это имеет позитивные стороны — если ребенок вынужден что-то делать несколько раз, происходит развитие волевой сферы. Не ограничиваться упражнениями одного типа, а использовать разнообразный материал. Это поможет разностороннему развитию.

При организации занятий надо обращать внимание на тренировку пространственных временных отношений, навыков счета, воображения, логического мышления и др.

Применять разные формы организации занятий: индивидуальная работа, игры в паре или командные соревнования.

Исходить из постепенного усложнения заданий.

Использовать средства наглядности, которые будут привлекать внимание ребенка: яркие картинки или фотографии, изображения любимых сказочных героев.

Не скупиться на похвалу, если малыш ее заслужил.

Поощрять самостоятельность.

Задачи для дошкольников «Составление предметов по картинкам»

Перед ребенком кладется картинка с изображением какого-то предмета. Это может быть домик, скамейка, . Ребенок должен, ориентируясь на образец, сложить из палочек аналогичный предмет. Впоследствии можно усложнить задание, попросив ребенка сложить показанную картинку, не имея перед глазами пример, то есть по памяти.

«Преобразование фигуры» 

Задание проводится в 2 этапа. Сначала взрослый показывает ребенку фигуру и просит составить из палочек такую же. Инструкция второго этапа: надо определить, какие и сколько палочек следует убрать, чтобы получилась другая фигура.

«Геометрические примеры»

Ребенку надо проанализировать представленные геометрические фигуры, представив, как будет выглядеть конечный результат и выбрать ответ.

«Сосчитай фигуры»

Ребенку дается изображение сложной геометрической фигуры, состоящей из множества деталей, он должен сосчитать, сколько в фигуре треугольников, прямоугольников, квадратов.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.