Рассказы о природе для школьников

Художественные произведения о природе для младших школьников

Рассказы о природе для школьников

Детство — пора, когда все впечатления особенно яркие и значительные. Прочитанная в эти годы книга, производит настолько сильное впечатление, что остается в памяти ребенка на всю жизнь.

Книга учит быть гражданином, развивает эстетическое восприятие, представления и чувства, воспитывает эстетический вкус, выражающийся в оценке доступных ребенку произведений детской литературы, явлений действительности, обогащает знаниями и представлениями о природе и мире.

Книги о природе занимают важное место в работе с детьми младшего школьного возраста по формированию экологической культуры. Природоведческая литература носит познавательный характер и способствует умственному развитию детей. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности.

Художественные произведения

Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе.

При знакомстве ребят с художественными и научно-популярными произведениями природоведческого характера конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе [1, с. 16].

Основоположниками детских книг о природе являются В.В. Бианки и М.М. Пришвин.

Виталия Валентиновича Бианки признают классиком русской природоведческой литературы для детей. Он разработал практически все художественно-литературные жанры, в рамках которых воплощается природоведческая тематика (рассказы, сказки, повести, очерки, «лесная газета» и др.). Познавательное значение произведений писателя трудно переоценить.

Книги В. Бианки учат детей научному видению природы. В основе каждого рассказа, сказки, созданных В. Бианки, лежат точные факты, научные сведения об окружающей природе. Произведения В.

Бианки помогают педагогу в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы. Это и многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, и взаимодействия среды и организма и др. Например, сказка «Первая охота» В.

Бианки знакомит маленьких детей с таким сложным явлением в природе, как мимикрия, показывает разнообразные формы защиты животных: одни ловко обманывают, другие прячутся, третьи пугают и т. д. Интересны сказки В. Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты».

Они позволяют раскрыть обусловленность строения того или иного органа животного средой его обитания, жизненными условиями. Педагоги используют произведения В. Бианки и для того, чтобы показать ребенку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Из произведений В.

Бианки «Лесная газета», «Наши птицы», «Синичкин календарь» дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного .

Многие рассказы и сказки написаны с юмором, что, конечно же, привлекает младших школьников. Но в тоже время каждое произведение его пронизано добротой («Как муравьишка домой спешил», «Приключения Пика», «Лесные домишки», «Бешенный бельчонок» и др.).

Одной из задач, которую ставит Бианки — воспитать в ребенке чувство сопричастности природы и земли, через прием придания животным и природе человеческих качеств. Эта задача сближает творчество Виталия Бианки с творчеством Михаила Пришвина.

  • Михаил Пришвин, в отличие от Бианки, в своих произведениях передает объективные ощущения художника. В своих произведениях Пришвин раскрывает перед ребенком чудеса природы, он наделяет своих «героев» голосами и привычками, даже деревья и растения становятся живыми («Золотой луг», «Силач», «Шепот в лесу», «Именины осинки».
  • «Колокольчик», «Лисичкин хлеб», «Чудесный доктор», «Деревья в плену», «Осинкам холодно»). Вся природа у М. Пришвина очеловечена. Много рассказов у него посвящено животным-родителям: «Ярик», «Орлиное гнездо», «Ребята и утята», «Пиковая дама», «Курица на столбах», «Борец и плакса», «Первая стойка».
  • У писателя во многих рассказах повествуется о роли человека в природе — «Ярик», «Ужасная встреча», «Сват», «Первая стойка», «Кладовая солнца» и др.
  • Близок по своему творчеству к В. Бианки и М. Пришвину Евгений Чарушин. Он сыграл свою роль в природоведческой литературе для детей. В биографии этого человека написано, что еще с самого детства он полюбил природу, наблюдал за животными, пытался их рисовать, писал стихи.
  • Сейчас мы знаем Евгения Чарушина и как писателя, и как художника, в основе творчества которого лежит образ природы. Чарушин-писатель позаимствовал от В. Бианки интерес к научному наблюдению природы и точному объяснению повадок зверей, но в отличие от Баинки, Чарушин своих героев показывает более индивидуализировано, лирично.

Желание передать маленькому читателю красоту окружающего мира роднит писателя с Пришвиным.

При знакомстве ребят с собакой можно использовать такие рассказы Чарушина, как «Военная собака», «Верный Трой», «Томка»; кошка описана в таких произведениях, как «Кот Епифан», «Кот и рыбки», «Кошка Маруська»; образ медведя в рассказах «Медведь-рыбак», «Медвежата», «Медвежонок».

О лесных зверях-детенышах повествуется в рассказах «Олешки», «Лесной котенок», «Про зайчат», «Волчишко», «Друзья», сборник «Про больших и маленьких» («Про зверей», «Про охоту», «Про ребят и зверят»), о птицах — «Хитрая мама», «Четыре утки», «Пунька и птицы», «Сорока», «Яшка». Все эти рассказы и сказки можно с успехом использовать в ознакомлении детей с природой.

Научно-художественный характер имеют произведения Б. Житкова. Одним из циклов для детей является цикл «Про животных», «Про волка», «Про обезьянку», «Беспризорная кошка», «Мангуста», «Про слона» и др.

Особенностью его рассказов является то, что рядом с животным всегда находится рядом человек, как заботливый друг. Такие рассказы помогают педагогу воспитать у детей заботливое отношение к животному миру.

Так же в произведениях Житкова даны подробно видовые признаки животного (слон трудолюбив, мангуст подвижен, галка любительница блестящих вещей).

Неизгладимое впечатление в сердце детей оставляют рассказы К.Г. Паустовского. Это «Растрепанный воробей», «Дремучий медведь», «Летние дни», «Барсучий нос» и другие. Произведения, природоведческого характера можно найти и у Н. Павловой, Е. Серовой, Г. Снегирева и др.

Для формирования у детей осознанно правильного отношения к природе, воспитания любви ко всему живому целесообразно использовать поэзию. В частности произведения таких русских поэтов, как А. Пушкин, Ф. Тютчев, А. Фет, А. Майков, Н. Некрасов, С. Есенина и др.

Воспитательное значение поэзии А.С.

Пушкина для детей огромно: его стихотворения «Зимний вечер», «Еще дуют холодные ветры…», пейзажные зарисовки из романов «Евгений Онегин» и «Цыганы», «Зимняя дорога» развивают нравственную и эстетическую восприимчивость.

Все стихи поэта пронизаны мудрой и светлой пейзажной лирикой. Пушкин дает реалистическое представление о родной природе, природа изображена жизненно правдиво, в многообразных и конкретных ее признаках, свойствах, явлениях.

Многие стихотворения посвятил детям Н.А. Некрасов, часть из которых можно с детьми при ознакомлении их с природой, формировании у ребят бережного отношения к природе, заботе о ней («Дедушка Мазай и зайцы», «Пчелы», «Соловьи»). Замечательно поэт описывает природу в стихотворениях: «Перед дождем», «На ручей, рябой и пестрый…» и др.

Говоря о книгах о природе, которые педагог использует в работе с детьми, нельзя не вспомнить о замечательном русском поэте Ф. Тютчеве. Его стихотворения «Летний вечер», «Весенние воды», «Осенний вечер» считаются подлинными шедеврами русской поэзии.

Его художественный образ природы конкретно зрим, отмечен печатью романтического чувства. Можно использовать такие стихотворения, как «Зима недаром злится…», «Чародейкою зимой», «Пусть сосны и ели…», «Ещё земли печален вид», «В небе тают облака…» и др.

Любовью к родной природе пронизана поэзия А.А. Фета. Его стихи посвящены красоте природы, смене времен года, в них поэт выражает радость от созерцания природы. Фету свойственна слитность с природой, очеловечивание ее, его описания конкретны, детализированы.

Каждая птица, каждое дерево, каждое насекомое показаны в своей неповторимости: коростель «вполголоса скрипит», «краснеют по краям кленовые листы». У А.А.

Фета великолепные произведения о природе «Чудная картина», «Ласточки пропали», «Рад я дождю», «Кот поет…», «Мама! Глянь-ка…» и многие другие [5, с. 89].

Природоведческий характер носят многие стихотворения поэта А.Н. Плещеева. Всем знакомое стихотворение «Травка зеленеет» с радостью и живостью повествует о приходе весны. Все его стихи радостны и светлы — «Старик», «Птичка», «Дети и птичка», даже стихотворение «Осень» не наводит грусти.

«Летний дождь», «Ласточка примчалась», «Ласточка», «В мае», «Осень», «Весна» — эти стихи принадлежат поэту А. Майкову. Стихотворения Майкова удовлетворяют педагогов только одним, но очень ценным качеством: природа воссозданная поэтом, полна гармонии и той цельности, которая укрепляет ребенка в здоровом отношении к миру.

Сергей Есенин так же посвятил детям многие стихотворения, которые, в основном, носят природоведческий характер: он рассказывает маленьким читателям о родной природе. Яркие образы нашей русской природы переданы в таких известных детских стихотворениях выдающегося поэта Есенина, как «Береза», «Поет зима, аукает», «Нивы сжаты», «Черемуха» и другие.

Источник:

Произведения о природе как средство развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Произведения о природе как средство развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться.

Предъявление к учащимся начальной школы новых требований к усвоению образовательной программы начального общего образования повлекло за собой «формирование у студентов специальных компетенций, востребованных современной школой». Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. При этом передача задача учителя транслировать обучающимся «знания об окружающем мире, социальном опыте, накопленном в процессе культурно-исторического развития общества».

Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока:

  • личностные;
  • регулятивные;
  • коммуникативные;
  • познавательные.
  • Подробнее хотелось бы остановиться напознавательных универсальных учебных действиях, которые для успешной самореализации должны быть сформированы уже в начальной школе.

Источник: https://65-school.ru/bez-rubriki/hudozhestvennye-proizvedeniya-o-prirode-dlya-mladshih-shkolnikov.html

Детям о природе: книги, с которых стоит начать | Журнал для настоящих пап

Рассказы о природе для школьников

«Значит, нужные книги ты в детстве читал…»

Не так уж редко можно встретиться с мнением, что книги о природе – далеко не самое интересное (а то и просто скучное) чтение.

В самом деле: много описаний, маловато динамики в сюжете (а то и вообще нет), часто ни развития действия, ни кульминации… На самом деле это не так.

Чтобы читателям было легче открыть для себя богатство этих книг, «Батя» сделал подборку изданий, с которых хорошо начать знакомство с литературой о родной природе.

Домишки, носы, хвосты… Виталий Бианки

Если сказать «детские книги о природе», одним из первых среди авторов вспомнится Виталий Бианки. Книги Бианки учат проникать в тайны природы, его тексты обращены к воображению ребёнка.

В далеком 1928 году впервые вышла отдельным изданием «Лесная газета» (до этого печаталась в журнале), ставшая за прошедшие годы детской классикой. С помощью газетных приёмов — телеграмма, хроника, объявление, фельетон, — в этой «газете» дан календарь лесной жизни на каждый месяц. Год начинается с «месяца пробуждения» (с 21 марта по 20 апреля).

Сразу помногу читать «Лесную газету» могут ребята, действительно увлеченные миром природы. Если же ребенок пока не определился, «Лесную газету» можно читать понемногу ежедневно (например, на ночь вместе с родителями).

Если юному читателю пока не по силам одолеть «Лесную газету» полностью, стоит обратить внимание на издания, представляющие из себя тематические выдержки, объединенные общей темой.

Например, на книгу «Лесные детёныши» .

Помимо разделов «Кто где живет», «Лесные детеныши», «Новые лесные обычаи», «Готовятся к зиме», «Книга зимы», сюда вошли еще и два рассказа-сказки «Чей нос лучше?» и «Чьи это ноги?».

Младшие школьники могут начать знакомство с Бианки также с книги «Тайна ночного леса», в которую вошли всего два произведения, и оба – о куропатках.

«Оранжевое горлышко» – целая повесть о жизни куропаток, написанная от имени жаворонка и содержащая множество историй из жизни птичьих «семей». «Тайна ночного леса» – рассказ юнната.

Есть очень удачное издание с иллюстрациями Владимира и Ирины Стахеевых.

Для юных любителей спорта (а также для тех, кто хочет больше узнать о жизни насекомых) можно порекомендовать «Репортаж со стадиона ”Жукамо”». Книгу с красочными, реалистичными, подробными, во всех смыслах замечательными иллюстрациями Елены Нецкой выпустило издательство «Речь».

Есть немало сборников сказок и рассказов Бианки, в которые входят самые его известные произведения для детей – «Первая охота», «Музыкант», «Как Муравьишка домой спешил», «Хвосты» и другие. Из всего ассортимента вы сможете выбрать то, которое будет вам ближе по оформлению. Но есть серия, на которую стоит обратить особое внимание.

Выпущенная издательством «Амфора» к юбилею писателя (2014 г.) серия альманахов так и называется – «Виталий Бианки». Можно сказать, что это собрание сочинений, которое одновременно может быть и детским изданием.

Помимо знаменитой «Лесной газеты» сюда вошли его произведения о Ленинградской и Новгородской областях («Город и лес у моря», «На земле Новгородской»), «Лесные были и небылицы», а также сборник «Я учил их птицам».

Виталий Бианки не только сам был талантливым писателем, но и помогал другим авторам овладевать мастерством. Святослав Сахарнов и Николай Сладков считали его своим учителем.

Морские сказки Святослава Сахарнова

Книги Святослава Сахарнова «Кто в море живет» и «Морские сказки» подойдут для детей, интересующихся морем и его обитателями.

Первая книга состоит из совсем коротеньких рассказиков об обитателях холодных и теплых морей. Во второй – небольшие, понятные и интересные тексты рассказывают о раке-мошеннике, доме «крабишки» и даже о том, какого цвета море.

Есть очень красивые издания Сахарнова, оформленные рисунками Николая Устинова или Юрия Смольникова.

С.Сахарнов, «Морские сказки», иллюстрации Ю. Смольникова

Лесные рассказы и сказки Николая Сладкова

Рыбная тема хорошо раскрыта в некоторых книгах Николая Сладкова, например, «В подводном лесу», но больше этот автор писал про лес обычный, наземный.

Среди авторов, пишущих о природе, Николай Сладков стоит особняком. Абсолютное большинство тех, кто на страницах своих книг так тонко и точно описывает жизнь лесов, лугов, рек, зверей и птиц – охотники, т.е.

зверей и птиц не только знают, ценят, любуются ими, но в них ещё и стреляют, в большинстве случаев из «спортивного» интереса… А Николай Сладков – не охотник, а …фотоохотник. Он и других призывал брать в лес не ружье, а фоторужье.

А сказки-рассказы его отличаются особой поэтичностью.

Выбирать есть из чего: у Сладкова есть рассказы, сказки, поэтичные и информативные новеллы о природе. О птицах, о животных, о насекомых, о жизни леса – обо всём и на любой вкус.

Вы сами знаете, что за загадочный зверь ест жуков, муравьев, ос, шмелей, гусениц, личинок, сброшенные лосями рога, мышей, ящериц, рыбу, птенцов и птичьи яйца, почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды и грибы? Читайте с детьми Николая Сладкова – узнаете.

Иллюстрация к книге Н.Сладкова «Лестные сказки», рис. В. Бастрыкина

От осьминожек до бобров. Геннадий Снегирев

У большинства авторов, пишущих о природе, есть своя любимая местность или, по крайней мере, климатическая зона.

Геннадий Снегирев прожил непростую жизнь, много путешествовал и на страницах своих книг рассказывает юным читателям об обитателях самых разных уголках нашей страны.

Но надо быть готовыми, что из его книг юные читатели узнают много нового, но могут узнать и про то, что значит «белковать» и «соболевать», о реалиях охоты, о том, как гибнут животные и птицы.

В 2013 году издательство «Махаон» выпустило книгу «Хитрый бурундук». Это именно детское издание, в нем есть даже рассказы, написанные от имени ребенка.

Рассказы хорошие, интересные, веселые, но нужно учитывать разный жизненный опыт автора, родившегося в 1933 году, и сегодняшних читателей.

Возможно, детям покажется фантастической ситуация из рассказа «Верблюжья варежка», когда у мамы закончилась шерсть для вязания, а сын пошел состригать ее с горба верблюда, который привез дрова.

Геннадий Снегирев, «Хитрый бурундук», иллюстрации Ю. Николаева

«Заячье зеркало» Семена Устинова

В 2012 году издательство «Мир детства» выпустило книгу иркутского ученого, кандидата биологических наук, писателя Семёна Устинова «Заячье зеркало». Большая часть книги посвящена историям оленя-кабаржонка («Пятнистая шубка») и волчонка («Серый комочек»).

Описания природы и животных здесь реалистичные и увлекающие. Рассказывается здесь и о гибели зверей, об их охоте, но стиль повествования такой, что понятно, почему так происходит, подобраны очень верные слова.

Текст дополнен акварельными иллюстрациями Владимира Дугина – без иллюстраций нет ни одного разворота.

Иллюстрация к книге Семен Устинов, «Заячье зеркало», рис. В. Дугина

Русский лес Ивана Соколова-Микитова

Лиричные, завораживающие описания природы в разное время года, наблюдения из жизни зверей и птиц – вот общие впечатления от книг Соколова-Микитова.

Есть такое упражнение для улучшения грамотности и стиля для учащихся: брать высокохудожественные произведения на родном языке и регулярно понемногу переписывать их в тетрадь. Результат обязательно будет. Тексты Ивана Соколова-Микитова идеально подходят для таких занятий.

Но только нужно внимательно выбирать произведения. И.С. Соколов-Микитов – охотник. Поэтому рядом с полными лиризма волшебными описаниями природы, рассказы о реалиях охоты, которые не для впечатлительных точно.

Довольно много натуралистичных сцен, то и дело среди погибших то медведица, то медвежата, то те и другие. Если у Устинова в тексте есть объяснения, почему человек пришел охотиться на волков, то в этих рассказах сцены охоты, убийство, удары выглядят бессмысленно жестокими.

Есть, правда, издания, в которых подобраны рассказы, хорошо подходящие для детей. Так, например, в сборник «Рассказы о природе» издательства «Стрекоза» вошли фрагменты его цикла «Года в лесу», а в раздел под названием «Мои друзья» – рассказы «Черемуха», «Тропинка», «Лесные музыканты» и другие.

Сборник рассказов «Русский лес» за последние годы выходил в издательствах «Эксмо», «Детская литература», «Речь» с иллюстрациями разных художников, в разных ценовых категориях, и он также ориентирован на младших школьников.

Стоит обратить внимание на издания, посвященные одному времени года («Осень в лесу», «Зима в лесу», «Весна в лесу», «Лето в лесу»), которые выходят в издательстве «Речь» с чудесными иллюстрациями Георгия Никольского.

Иллюстрация к книге И.Соколова-Микитова «Весна в лесу», рис. Г. Никольского

Сборники

Если вы пока не уверены, что ваши дети готовы много читать о природе, обратите внимание на сборники с текстами разных писателей. Помимо перечисленных авторов можно встретить рассказы Михаила Пришвина, Георгия Скребицкого, Константина Ушинского и других писателей, с большой любовью относившихся к окружающему их миру живой природы.

Источник: http://rusbatya.ru/detyam-o-prirode-knigi-s-kotoryih-stoit-nachat/

Рассказы о природе для школьников

Рассказы о природе для школьников

Рассказы о природе для школьников

Интересные рассказы о лесных животных, рассказы о птицах, рассказы о временах года. Увлекательные лесные истории для детей среднего школьного возраста.

ЛЕСНОЙ ДОКТОР

Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, сов. Вдруг в той стороне, где у нас раньше было намечено интересное дерево, мы услышали звук пилы. То была, как нам говорили, заготовка дров из сухостойного леса для стеклянного завода.

Мы побоялись за наше дерево, поспешили на звук пилы, но было уже поздно: наша осина лежала, и вокруг её пня было множество пустых еловых шишек. Это всё дятел отшелушил за долгую зиму, собирал, носил на эту осинку, закладывал между двумя суками своей мастерской и долбил.

Около пня, на срезанной нашей осине, два паренька только и занимались тем, что пилили лес.

— Эх вы, проказники! — сказали мы и указали им на срезанную осину. — Вам велено сухостойные деревья, а вы что сделали?

— Дятел дырки наделал, — ответили ребята. — Мы поглядели и, конечно, спилили. Всё равно пропадёт.

Стали все вместе осматривать дерево. Оно было совсем свежее, и только на небольшом пространстве, не более метра в длину, внутри ствола прошёл червяк.

Дятел, очевидно, выслушал осину, как доктор: выстукал её своим клювом, понял пустоту, оставляемую червём, и приступил к операции извлечения червя. И второй раз, и третий, и четвёртый. Нетолстый ствол осины походил на свирель с клапанами.

Семь дырок сделал «хирург» и только на восьмой захватил червяка, вытащил и спас осину.

Мы вырезали этот кусок, как замечательный экспонат для музея.

— Видите, — сказали мы ребятам, — дятел — это лесной доктор, он спас осину, и она бы жила и жила, а вы её срезали.

БЕЛИЧЬЯ ПАМЯТЬ

Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробилась сквозь снег в мох, достала там с осени спрятанные два ореха, тут же их съела — я скорлупки нашёл. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку.

Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах ореха через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расстояние между ними.

Но самое удивительное — она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке!

ЛЕСНОЙ ГОЛОСОК

Солнечный день в самом начале лета. Я брожу неподалёку от дома, в берёзовом перелеске. Всё кругом будто купается, плещется в золотистых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берёз.

Листья на них кажутся то изумрудно-зелёными, то совсем золотыми. А внизу, под берёзами, по траве тоже, как волны, бегут и струятся лёгкие синеватые тени.

И светлые зайчики, как отражения солнца в воде, бегут один за другим по траве, по дорожке.

Солнце и в небе, и на земле. И от этого становится так хорошо, так весело, что хочется убежать куда-то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной.

И вдруг из этой солнечной дали мне послышался знакомый лесной голосок: «Ку-ку, ку-ку!»

Кукушка! Я уже слышал её много раз, но никогда ещё не видал даже на картинке. Какая она из себя? Мне почему-то она казалась толстенькой, головастой, вроде совы. Но, может, она совсем не такая? Побегу — погляжу.

Увы, это оказалось совсем не просто. Я — к ней на голос. А она замолчит, и вот снова: «Ку-ку, ку-ку», но уже совсем в другом месте.

Как же её увидеть? Я остановился в раздумье. А может, она играет со мною в прятки? Она прячется, а я ищу. А давай-ка играть наоборот: теперь я спрячусь, а ты поищи.

Я залез в куст орешника и тоже кукукнул раз, другой. Кукушка замолкла, может, ищет меня? Сижу молчу и я, у самого даже сердце колотится от волнения. И вдруг где-то неподалёку: «Ку-ку, ку-ку!»

Я — молчок: поищи-ка лучше, не кричи на весь лес.

А она уже совсем близко: «Ку-ку, ку-ку!»

Гляжу: через поляну летит какая-то птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в тёмных пестринках. Наверное, ястребёнок. Такой у нас во дворе за воробьями охотится. Подлетел к соседнему дереву, сел на сучок, пригнулся да как закричит: «Ку-ку, ку-ку!»

Кукушка! Вот так раз! Значит, она не на сову, а на ястребка похожа.

Я как кукукну ей из куста в ответ! С перепугу она чуть с дерева не свалилась, сразу вниз с сучка метнулась, шмыг куда-то в лесную чащу, только её я и видел.

Но мне и видеть её больше не надо. Вот я и разгадал лесную загадку, да к тому же и сам в первый раз заговорил с птицей на её родном языке.

Так звонкий лесной голосок кукушки открыл мне первую тайну леса. И с тех пор вот уж полвека я брожу зимою и летом по глухим нехоженым тропам и открываю всё новые и новые тайны. И нет конца этим извилистым тропам, и нет конца тайнам родной природы.

ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ

Витя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!

— Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:

— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

— Осень лучше всех времён года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

КРЫЛАТЫЙ БУДИЛЬНИК

У Серёжи радость. Он с мамой и папой переехал в новый дом. Теперь у них квартира из двух комнат. Одна комната с балконом, в ней поселились родители, а в другой — Серёжа.

Серёжа огорчился, что в комнате, где он будет жить, балкона нет.

— Ничего, — сказал папа. — Зато мы сделаем кормушку для птиц, и ты будешь зимой их кормить.

— Вот и станут летать одни воробьи, — недовольно возразил Серёжа. — Ребята говорят, они вредные, и из рогаток их стреляют.

— А ты не повторяй глупостей! — рассердился отец. — В городе воробьи полезные. Они своих птенцов гусеницами кормят, а выводят птенцов за лето два-три раза. Вот и считай, сколько от них пользы. Тот же, кто птиц из рогаток стреляет, никогда не будет настоящим охотником.

Серёжа промолчал. Ему не хотелось говорить, что он тоже стрелял из рогатки птиц. А быть охотником ему очень хотелось, и обязательно таким, как папа. Так же метко стрелять и так же всё узнавать по следам.

Своё обещание папа выполнил, и в первый выходной день они принялись за работу. Серёжа подавал гвозди, дощечки, а папа их строгал и сколачивал.

Когда работа была закончена, папа взял кормушку и прибил её под самой форточкой. Он сделал это специально, чтобы зимой через форточку насыпать птицам еду. Мама похвалила их работу, а про Серёжу и говорить нечего: теперь ему самому понравилась затея отца.

— Папа, а скоро мы начнём кормить птиц? — спросил он, когда всё было готово. — Ведь зима ещё не наступила.

— Зачем же зиму ждать? — ответил папа. — Теперь же и начнём. Ты думаешь, как насыпал корм, так все воробьи его клевать слетятся! Нет, братец, сначала их приучить нужно. Воробей хоть и живёт около человека, а птица осторожная.

И верно, как папа сказал, так и получилось. Каждое утро Серёжа сыпал в кормушки разные крошки, зёрна, а воробьи даже близко к ней не подлетали. Они садились поодаль, на большой тополь, и сидели на нём.

Серёжа был очень огорчён. Он и правда думал, что, как насыплет корм, воробьи мигом слетятся к окну.

— Ничего, — утешал его папа. — Вот увидят, что их никто не обижает, и перестанут бояться. Ты только около окна не торчи.

Все советы отца Серёжа выполнял в точности. А вскоре стал замечать, что с каждым днём птицы становились всё смелей и смелей. Теперь они уже садились на ближние ветки тополя, потом вовсе расхрабрились и начали слетаться на столик.

А как осторожно они это делали! Пролетят мимо раз, другой, увидят, что опасности нет, кусочек хлеба схватят и скорей с ним в укромное местечко отлетят. Склюют там потихоньку, чтобы никто не отнял, и опять к кормушке летят.

Пока была осень, Серёжа кормил воробьёв хлебом, но, когда наступила зима, он стал давать им ещё зерно. Потому что хлеб быстро замерзал, воробьи не успевали его склевать и оставались голодные.

Серёжа очень жалел воробьёв, особенно когда начинались сильные морозы. Бедняги сидели взъерошенные, неподвижные, подобрав под себя замёрзшие лапки, и терпеливо ожидали угощения.

Зато как радовались они Серёже! Стоило ему подойти к окну, как они, громко чирикая, слетались со всех сторон и спешили скорей позавтракать. В морозные дни Серёжа по нескольку раз кормил своих пернатых друзей. Ведь сытой птице и холод переносить легче.

Первое время к Серёжиной кормушке прилетали одни воробьи, но вот однажды он заметил среди них синичку. Видно, зимняя стужа тоже загнала её сюда. А как увидела синичка, что здесь можно поживиться, стала прилетать каждый день.

Серёжа радовался, что новая гостья так охотно посещает его столовую. Он где-то читал, будто синицы любят сало. Достал кусочек, а чтобы не утащили его воробьи, подвесил на ниточке, как научил папа.

Синичка мигом догадалась, что это угощение припасли для неё. Тут же уцепилась за сало лапками, клюёт, а сама словно на качелях качается. Долго клевала. Сразу видно, что это лакомство пришлось ей по вкусу.

Кормил Серёжа своих птиц всегда утром и всегда в одно и то же время. Как прозвонит будильник, он вставал и насыпал в кормушку еду.

Воробьи это время уже ждали, но особенно ждала синичка. Она появлялась неизвестно откуда и смело опускалась на столик. К тому же птичка оказалась очень смекалистой. Это она разобралась первая, что, если утром стукнула Серёжина форточка, надо спешить к завтраку. Притом она никогда не ошибалась и, если стучала форточка у соседей, не прилетала.

Но не только этим отличалась догадливая птица. Однажды случилось так, что будильник испортился. Что он испортился, никто не знал. Даже мама не знала. Она могла проспать и опоздать на работу, если бы не синица.

Прилетела птичка завтракать, видит — никто форточку не открывает, никто еду не сыплет. Попрыгала она с воробьями по пустому столику, попрыгала и стала клювом по стеклу стучать: «Давайте, мол, кушать скорей!» Да так усердно стучала, что Серёжа проснулся. Проснулся и понять не может, почему синичка в окно стучит. Потом подумал — наверное, она голодная и есть просит.

Встал. Насыпал птицам еду, смотрит, а на стенных часах стрелки уже почти девять показывают. Тут Серёжа маму, папу разбудил и скорее в школу побежал.

С этих пор синичка каждое утро к нему в окно стучать повадилась. И стучала-то как — ровно в восемь. Будто по часам это время угадывала!

Бывало, только постучит она клювиком, Серёжа скорее с постели вскакивал — одеваться спешил. Ещё бы, ведь до тех пор стучаться будет, пока ей корму не дашь. Мама — и та смеялась:

— Ишь, будильник прилетел!

— Молодец, сынок! Такого будильника ни в одном магазине не сыщешь. Выходит, ты недаром трудился.

Всю зиму синичка будила Серёжу, а когда наступила весна, она улетела в лес. Ведь там, в лесу, синицы строят гнёзда и выводят птенцов. Наверное, и Серёжина синичка тоже полетела выводить птенцов. А к осени, когда они будут взрослые, снова вернётся к Серёжиной кормушке, да, быть может, не одна, а со всем семейством, и опять станет будить его по утрам в школу.

Рекомендуем посмотреть:

Больше информации по теме: http://www.idealdomik.ru

Источник: http://mymylife.ru/deti/raznoe/69214-rasskazy-o-prirode-dlya-shkolnikov

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.