Симметрия и асимметрия — основы ландшафтного дизайна

Основы композиции: равновесие — симметрия и асимметрия (часть 2)

Симметрия и асимметрия - основы ландшафтного дизайна

Из первой части статьи мы знаем что такое равновесие в фотографии и что оно является одним из наиболее важных элементов композиции. Размеры, характер и расположение в пространстве элементов композиции должны быть подчинены зрительному равновесию. Но вот как сбалансировать изображение, какие есть способы — рассмотрим в этой статье.

СИММЕТРИЯ

Симметрия — это наиболее очевидный и простой способ достичь композиционного равновесия. Симметрия прослеживается во всем: в природе, в строении человеческого тела, в предметах повседневной жизни.

Не все уравновешенные или сбалансированные фотографии симметричны – все симметричные композиции по умолчанию находятся  в равновесии.

Robert Biondo

Симметричное равновесие на фотографии достигается тогда, когда объекты с одинаковым визуальным весом будут размещены равноудалённо от центра изображения. Но, создавая такую композицию, необходимо учитывать, что нарушить равновесие может даже небольшой элемент, присутствующий на одной из частей композиции, но отсутствующий на другой.

Композиция уже не будет восприниматься симметричной — появится дисбаланс и визуальное напряжение. Происходит это от того, что при восприятии симметрии наш мозг устанавливает определённый ритм объектов и интервалов между ними, предполагает наличие определённой последовательности и интервала.

А если этого не происходит — испытывает беспокойство.

Bramham

В фотографии наиболее часто используются три вида симметрии:

  • Зеркальная (двусторонняя). Как уже понятно из названия, в основе лежит равенство двух частей композиции, которые расположены по разные стороны центральной оси снимка и являются практически зеркальными отражениями друг друга. Ориентация оси может быть как вертикальная, так и горизонтальная. Симметрию называют чистой, если две половины композиции отражают друг друга абсолютно точно. Но в природе такое встречается достаточно редко, ведь ни для кого не секрет, что даже человеческое тело не полностью симметрично. В большинстве случаев мы имеем дело с неполной симметрией — когда отражения не полностью идентичны и имеют незначительные отличия.

Hesham Alhumaid

  Stefan Krebs

Bildwerker Freidburg

Davor Plesa

  • Радиальная (лучевая или круговая). В её основе лежит равное удаление всех элементов композиции относительно центральной точки (или общего центра). Количество объектов, как и угол их расположения относительно центра, могут быть различны. Главное понимать, что пока есть некий общий центр — симметрия сохраняется.

Victor Mozqueda

Markus Studtmann

  • Трансляционная (кристаллографическая). Это вид симметрии, в которой элементы композиции повторяются через определенные промежутки. Как пример — колонны или окна здания. В трансляционной симметрии ключевую роль играет совпадение направления элементов. С помощи такой симметрии можно создать ритм, движение, показать скорость или очень динамичное действие.

Hans Wolfgang Hawerkamp

Massimo Cuomo

АСИММЕТРИЯ

Асимметрия — это отсутствие или нарушение симметрии. Но это вовсе не значит, что асимметрия – это отсутствие равновесия композиции.

Асимметричное равновесие достигается тогда, когда элементы композиции, находящиеся по разные стороны от центра, имеют одинаковую визуальную массу.

Достичь равновесия при помощи асимметрии сложнее, чем в симметричной композиции, так как между композиционными элементами более сложные пространственные отношения.

Асимметричное равновесие более динамичное и интересное для привлечения внимания, чем симметричное.

Josef Sieberer

Uros Podlogar

Ute Scherhag

С его помощью можно дать ощущение движения, жизни и энергии. И если симметричная композиция воспринимается «как есть» — легко и сразу, то асимметричную нужно «читать» постепенно. Асимметричное равновесие сложнее построить, но у него есть огромное преимущество — оно оставляет нам большой простор для творчества.

Применяя знания на практике, вы можете совмещать симметрию с асимметрией и добиваться прекрасных результатов и привлекать больше внимания. Вот несколько примеров:

  • композиция приближается к абсолютной или чистой симметрии:

Stefan Neuweger

C.S. Tjandra

Karthi KN Raveendiran

  • симметричное равновесие асимметричных форм:

Jozef Kiss

Christian Muller

Ute Scherhag

Suzy Mead

  • асимметричная в целом композиция состоит из симметричных частей:

Ali Ayer

Jacqueline Hammer

Jacqueline Hammer

Plosz Zoltan

  • композиция может быть и в целом, и в деталях полностью асимметрична:

E. Amer

Piet Haaksma

Vedran Vidak

Knut Borge Strom

Сталкивая симметрию с асимметрией, необходимо помнить, что:

  • визуальная масса симметричной фигуры будет больше, чем масса асимметричной фигуры подобного размера и формы;
  • симметрия создаёт баланс сама по себе и, как правило, считается красивой и гармоничной. Но есть и обратная сторона медали — она зачастую лишена динамики и может показаться статичной и скучной;
  • асимметрия, как антипод статичной симметрии, обычно привносит в композицию динамику.

Симметрия и асимметрия окружают нас каждое мгновение в повседневной жизни, понятие данных терминов позволяет более осознанно и гармонично наблюдать за красотой окружающего мира и позволяет создавать неповторимые фотографии!

Читайте ещё о композиции в других наших статьях:

Золотое сечение в фотографии

Сила линий в фотографии

Формат кадра в фотографии

Контраст в фотографии (Часть 1)

Контраст в фотографии (Часть 2)

Точка съемки и выбор плана

Ракурс

Геометрия в фотографии

Источник: http://photodzen.com/learn/photo-abc/osnovy-kompozitsii-ravnovesie-symmetriya-i-asimmetriya-chast-2/

Основы ландшафтного дизайна: элементы, принципы, особенности, законы и технологии

Симметрия и асимметрия - основы ландшафтного дизайна

С помощью творческого мышления и знаний можно до неузнаваемости преобразить любой, даже самый невыразительный участок. Идей возникает множество, но их нужно направить в правильное русло и это легко сделать, если знать приемы и основные принципы ландшафтного дизайна.

Композиция и зрительное равновесие

Во-первых, нужно соблюдать композицию. При создании декоративных комбинаций из деревьев, цветов или камней нужно учитывать размеры, фактуру, цвет каждого элемента и располагать их таким образом, чтобы между ними присутствовала гармония.

Во-вторых, нельзя нарушать целостность всей композиции. Если участок поделен на зоны, а их оформление производится в разных стилях, то в каждой отдельной зоне должны присутствовать схожие элементы ландшафтного дизайна.

Они будут объединять все детали в общую композиционную картину.

Когда все элементы находятся на своих местах, а композиция собрана воедино, надо посмотреть, как она будет выглядеть на отдалении. При рассмотрении общей картины под разным углом и с разного расстояния должно присутствовать чувство зрительного равновесия. Этого можно добиться, если учитывать основы и законы ландшафтного дизайна.

Баланс: симметрия или асимметрия?

Сначала определяется баланс, который планируется на участке, это может быть симметрия или асимметрия. Для симметричного расположения выбирается основная ось, например, тропинка в саду или искусственный ручей.

По обе стороны основы будут располагаться композиции с учетом геометрических величин и расстояний.

При этом оптическое равновесие достигается за счет равенства форм и одинаковой отдаленности объектов от предполагаемой середины.

Сформировать асимметрию, не зная законов и основных правил ландшафтного дизайна, сложно, но если постараться, то можно получить более интересную панораму. Правильно расположенные неравные по форме и величине объекты создают оригинальную картину, не менее живописную и приятную для взора.

Кроме того симметрия и асимметрия прекрасно совмещаются, если использовать некоторые приемы. Например, территория около дома может находиться в симметричной компоновке, а парковая зона – в асимметричной.

Но важно при этом соблюдать правила ландшафтного дизайна, если баланс нарушится, все увиденное создаст неприятное впечатление.

Чтобы не появилось чувство неуравновешенности, не стоит загружать декоративными предметами все свободное пространство участка. В оформлении каждой отдельно взятой зоны должны присутствовать вкус и мера, так как излишние детали придадут общей картине настоящий хаос.

При обустройстве участка внимание уделяется не только крупным единичным объектам или композициям, но и мелким деталям.

Если будут соблюдаться правила и принципы ландшафтного дизайна, то они смогут привнести в общую картину интересные контрасты и подчеркнуть окружающее великолепие.

Контрастность и нюансы

Усилить живописность композиции и придать некоторым деталям выгодное положение можно, используя приемы контрастных сочетаний.

Для этого применяют пирамидальные деревья, шаровидной формы кустарники, цветы с контрастной окраской, деревянные беседки и навесы или искусственные сооружения в виде фонтанов, декоративных водоемов, каскадов.

Но и здесь нужно знать приемы ландшафтного дизайна, без специальных навыков достичь изящества и красоты будет очень сложно. Буйная фантазия и отсутствие чувства меры могут привести к плачевному результату.

С помощью приемов контраста, которые составляют основы ландшафтного дизайна, можно изменять цвета, сопоставляя предметы разной окраски. Элементы светлого цвета на темном фоне будут казаться еще светлее, а на белом – намного темнее.

Насыщенные цвета тоже меняют свою палитру. На интенсивность окраски и тон оказывают влияние основной фон, время суток, интенсивность освещения и даже погодные условия.

Зная эти законы и особенности ландшафтного дизайна, можно создать живописную и в то же время естественную картину.

Используя приемы контрастности геометрических форм, можно достигнуть большей гармонии, располагая разные объекты таким образом, чтобы они уравновешивали себя. Например, остроконечная кровля дома уравновешивается свободным пространством цветника, а строгая форма бассейна – плавными линиями окружающего газона.

Злоупотреблять контрастами и строить только на них общую композицию нельзя, иначе можно нарушить правильный ландшафтный дизайн. Обязательно должны присутствовать нюансы – плавные переходы красок, форм и линий. Иногда именно нюансы позволяют разные объекты собрать в единое целое и создать логическую цветовую композицию.

Новые технологии

При обустройстве частных подворий и территорий городских застроек применяются не только давно известные природные декоративные элементы, но и совершенно новые технологии и материалы. Современные технологии в ландшафтном дизайне позволяют осуществить любой замысел: разбить цветник там, где он раньше бы не смог существовать из-за плохого дренажа или выстроить дорожки на сложном рельефе.

Новые геосинтетические материалы, и используемые в работе технологии, надежно защищают объекты от пагубного воздействия окружающего пространства. Зная правила, с помощью геотекстильной прослойки можно защитить дренажную систему или другие конструкции от разрушения подземными водами и корнями растений.

Еще одним современным направлением является многовариантность световых решений или проще говоря световые сценарии вашего райского уголка. Реализовать это с успехом могут программируемые светодиодные цветодинамические системы. Если вы планируете вечеринку – то удивить гостей с помощью этих установок будет очень просто. Скачать световой сценарий можно из интернета.

Кроме того новейшие технологии ландшафтного дизайна позволяют создавать оригинальные и нескучные творения. Самые смелые для обустройства своих участков применяют креативные решения, а кто привык все рассчитывать – обращаются к специалистам.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: http://www.Soweren.ru/landshaftnye-raboty/osnovy-elementy-principy/

Симметричная композиция — это… Симметрия и асимметрия

Симметрия и асимметрия - основы ландшафтного дизайна

Симметрия окружает человека с самого рождения. Прежде всего она проявляется в живой и неживой природе: великолепные рога оленя, крылья бабочек, кристаллическая структура узора снежинок. Все законы и правила, которые путем наблюдений и анализа вывел человек для создания композиции, были заимствованы из окружающего мира.

И первоначально изображение несло информационную функцию, постепенно обрастая эмоциональными, ценностными переживаниями автора. Так ли проста симметричная композиция, и можно ли с ее помощью донести насыщенный художественный образ? Возможно, она является «вещью в себе», которую неподготовленный зритель не сразу рассмотрит.

Композиция

Латинское слово compositio («составление») является основой для художественных форм разных жанров. Именно композиция отвечает за целостность произведения.

Разные композиционные решения подчиняются одним и тем же строгим законам. Элементы, компонуемые художником, разнообразны. Основные из них — форма, цвет, фактура, ритм, контраст, нюанс, пропорции.

Законы немногочисленны, но обязательны для исполнения: равновесие, единство и соподчинение.

Для любой симметричной композиции основой служит плоскость ее размещения. Она в основном и определяет применение тех или иных выразительных средств.

Что нужно сделать, чтобы увидеть плоскость? Просто посмотреть на нее. Ведь человеческий глаз – это уникальный приемник информации, уже «обученный» природой правильному видению.

В природе существуют такие условия, при которых происходят оптические обманы, но, как ни странно, они закономерны и достаточно изучены на сегодняшний день.

Поэтому подавляющее большинство людей однозначно воспринимают плоскость. Естественные различия существуют между людьми, которые пользуются иероглифами, и теми, кто читает и пишет при помощи букв.

Культурные различия играют в данном случае не последнюю роль.

Однако существуют иллюзии восприятия композиции симметричных фигур, общие для жителей всей планеты. Основаны они на особенностях механизма обработки визуальных впечатлений мозгом:

  1. Прямоугольник, расположенный на длинной стороне к линии горизонта, кажется тяжелым, устойчивым. В то же время расположение на короткой стороне придает фигуре легкость, подвижность.
  2. Одинаковые по величине фигуры кажутся разными в силу игры света: белые формы на темном фоне всегда выглядят больше своих черных копий.
  3. Ограничивающие горизонтальные линии как бы расширяют пространство, в то время как вертикальные – удлиняют его.

Выше перечислены только самые распространенные иллюзии, которые следует учитывать при построении симметричной композиции из геометрических фигур.

Многообразие разных форм можно свести к треугольнику, квадрату, прямоугольнику, кругу, точке и линии. Формы композиции и плоскость, на которой они размещены, условно связаны замыслом изображения.

Даже чистый лист бумаги наделен условной структурой. Его плоскость может быть рассечена на горизонтальные, вертикальные и диагональные оси (относительно которых выстраивается симметричная композиция).

Точка схождения всех линий находится в центре плоскости и всегда воспринимается зрителем активно. Части плоскости, выходящие за пределы центра, ощущаются пассивными. Все элементы симметричной композиции взаимодействуют со структурой плоскости и при условии достижения зрительного равновесия образуют гармоничную структуру.

Симметрия

Это явление встречается повсеместно: в биологии, химии, геометрии. Среди образцов искусства чаще всего используется в архитектуре, декоративно-прикладных ремеслах, рисунках.

Слово это греческого происхождения, в дословном переводе «соразмерность» и обозначает уравновешенное расположение форм относительно осей или точки. Винтовая симметрия часто сама является предметом изображения. Наиболее используемыми видами симметрии являются:

  • зеркальная;
  • центральная;
  • осевая;
  • переноса.

Возможные трудности использования

Составление уравновешенных при помощи симметрии композиций не такое простое задание, как кажется на первый взгляд. Здесь от художника требуется знание некоторых закономерностей:

  1. Сотворение запоминающейся симметричной композиции может произойти только в идеальном соответствии всех компонентов (иногда даже малое отступление способно погубить работу).
  2. Такие работы не несу в себе новизны и неожиданности, поэтому существует большой процент вероятности уйти в «скучное уравновешивание».

Учет этих особенностей позволяет мастерам создавать поистине шедевральные образцы симметричных композиций, примеры которых можно наблюдать в архитектуре, живописи, дизайне интерьера, ландшафтном дизайне и прочих сферах искусства.

Замкнутость и открытость

Существуют картины центростремительные и центробежные. Первые оформлены таким образом, чтобы взгляд зрителя исподволь возвращался к середине картины. Такие работы обрамлены полями, которые являются четким обозначением границ.

Предполагаемое же домысливание сюжета картины или рисунка на уже прописанной на полотне свидетельствует о центробежности, или открытой композиции.

Такие произведения достаточно сложны для восприятия и требуют определенного времени для осмысления.

Симметричная декоративная композиция, скорее всего, будет замкнутой, ведь ее цель — украшение пространства. В этом случае как раз подходят устойчивость, замкнутость, спокойствие, уравновешенность.

Довольно часто декорирование проводится в трехмерном пространстве. Но законы действуют как на плоскости, так и в объемном исполнении.

Поэтому фото симметричной композиции не потеряет смысловой нагрузки (при условии профессионализма фотографа), а сделанное мастером, может даже добавить красок.

Динамика и статика

Для передачи движения и покоя художник использует все доступные средства: цвет, ритм, фактуру, линии, фигуры и т. д. Что такое статика? Это расположение элементов композиции, которое оставляет у зрителя впечатление неподвижности, равновесности, незыблемости. Характерные черты таких построений:

  1. Отчетливо прослеживается использование структуры плоскости при составлении композиционных групп благодаря определенному порядку построения.
  2. Предметы для составления сюжета выбираются похожие по основным параметрам: форме, фактуре и т. д.
  3. Используется «мягкая» тональная гамма с избеганием резких контрастов.

Динамика в композиции передается при помощи обратных методов. Таким образом, согласованные между собой элементы оставляют впечатление внутренней напряженности, стремления к движению или даже направленный рывок.

Например, симметричная композиция из прямоугольников может источать незыблемое спокойствие, что достигается при помощи выше описанных методов.

Но достаточно внести немного цветового разнообразия (симметрия перестанет быть строгой) — и те же прямоугольники уже доносят до зрителя иную информацию: тревогу, напряжение, ожидание.

Появление динамики в композиции способно вывести ее в другую организационную реальность.

Симметрия и асимметрия

Как это ни странно, но равновесие (или баланс) – это основной принцип строения всего живого в мире. Поэтому асимметрия не обозначает отсутствие упорядоченности в композиции – это свободный порядок (всего лишь немного небольшое отступление от симметрии).

Здесь не требуется строгого подбора элементов по тону, фактуре, объему, весу. Красота составляющих подчеркивается их непохожестью и расположением по отношению друг к другу. Однако именно в таких композициях особое внимание опытный художник уделяет сбалансированности, поскольку именно она является свидетельством грамотного выстраивания целостности образа.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что ценность картины не заключается в использовании автором той или иной техники компоновки материала, а проявляется в доступном донесении замысла произведения, его эмоциональной насыщенности.

Нельзя утверждать, что симметричная и асимметричная композиции различаются лишь по сложности их исполнения для художника. Ведь «краткость – сестра таланта» и часто «все гениальное – просто».

Причем простота в таких случаях становится всепроникающей (и в исполнении, и в восприятии).

Симметрией пользуются современные художники, равно как и их предшественники. Она гарантированно обеспечит создание впечатления величественности изображаемых объектов, торжественности и помпезности. В симметрии воплощен один из самых незыблемых и непреходящих законов природы – стремление к балансу.

Однако человеческая жизнь (и впечатления от ее проживания) часто устроена далеко не сбалансированно. Поэтому и появляются асимметричные картины, наполненные переживаниями, движением, противоречиями и мечтами. Художник не вправе оставаться в стороне от происходящих событий.

Заключение

Несмотря на кажущуюся простоту, симметричные композиции являются образцами гармонии мира и природы. Однако и асимметричные построения не лишены этого свойства.

Единство таких композиций открывается глазу зрителя не сразу, поскольку построено на определенных закономерностях, не связанных с осями симметрии.

Эстетическая ценность обеих форм изображения не подвергается сомнению, поскольку неоднократно была проверена временем.

Источник: http://fb.ru/article/371418/simmetrichnaya-kompozitsiya---eto-simmetriya-i-asimmetriya

Приемы ландшафтного дизайна

Симметрия и асимметрия - основы ландшафтного дизайна

Для построения композиции сада, а также отдельно-взятых растительных и архитектурных садовых композиций ландшафтные дизайнеры используют специальные приемы или средства, которые помогают

сделать эту композицию гармоничной, продуманной, грамотной.

Среди этих приемов такие понятия, как баланс (он бывает симметричным и асимметричным), контраст и нюанс, ритм. Сегодня поговорим о них.

Приемы ландшафтного дизайна: симметрия и асимметрия, баланс

Человеческому глазу приятно смотреть на сбалансированные, гармонично уравновешенные виды.

В ландшафтном дизайне такая гармония и уравновешенность достигается путем сбалансированности объемов и плоскостей правой и левой части (стороны) участка.

Осью, с помощью которой участок (или композиция) делится пополам, может быть направление взгляда, когда Вы находитесь в видовой точке. Баланс при этом может быть как симметричным, так и асимметричным.

Симметричный баланс. Как вы помните, симметрия присуща регулярному саду, и ясно говорит о вмешательстве человека. Симметричная композиция сама по себе сбалансированная, четкая, постоянная. В симметрично сбалансированном саду одна половина является зеркальным отражением другой.

Симметрично сбалансированный сад дает ощущение надежности и порядка, достоинства и величавости. Однако, при изменении хотя бы одного элемента симметричной композиции этот баланс нарушается и глазу сразу становится некомфортно.

Потеря растения в одной из частей сада, его неправильный или недостаточный рост, неточное попадание или изменение цвета, приводящие к нарушению симметрии влекут за собой ужасные последствия – вся композиция сада нарушается.

Асимметричный баланс. Однако, баланс, позволяющий наслаждаться красотой ландшафта, может создаваться не только при помощи симметрии. Ведь если Вы посмотрите на природные объекты, то никакой симметрии там не найдете, однако, чувствуете Вы себя в этот момент комфортно и никакого дисбаланса не наблюдаете, и даже напротив, любуетесь уравновешенной картинкой.

Следовательно, асимметричная композиция также может быть уравновешенной, сбалансированной и приятной взгляду. При этом картинка не меняется кардинально при изменении или пропаже какого-то из элементов композиции.

Асимметричная композиция более сложна в исполнении, ведь уравновешенность здесь достигается чисто визуально, путем сложения расположенных по разные стороны от оси взгляда объемов и плоскостей. Асимметрия более тонка и интересна.

Уравновешенность здесь зачастую достигается чисто интуитивно, путем долгого и тщательного рассматривания получающейся композиции, добавления в нее или исключения из нее каких-то объектов.

В одном (даже небольшом) саду можно с успехом пользоваться обоими приемами для получения сбалансированной картинки: и симметрией, и асимметрией.

Приемы ландшафтного дизайна: контраст и нюанс

Еще одним приемом построения интересной композиции сада является умелое использование контрастов и нюансов.

Контрастным называется сочетание достаточно сильно отличающихся по одному или нескольким характерным признакам (форме, цвету, фактуре и т.п.) объектов.

Нюансным же, напротив, сочетание объектов, если различие между ними незначительное, которое можно разглядеть лишь с близкого расстояния.

Как можно использовать приемы контраста и нюанса в саду?

Применение контрастов широко в ландшафтном дизайне. Контраст всегда притягателен, заставляет наблюдателя рассматривать объекты и искать различия. Поэтому дизайнеры используют контрасты, чтобы привлечь внимание к тому или иному объекту в саду. Например, на фоне зеленой листвы кустарников куст с пестрой или яркой окраской листвы, несомненно, привлечет внимание.

Поэтому, если нужно акцентировать внимание на таких декоративных качествах растения, правильно его «подать», то расположить его нужно на фоне обычных рядовых зеленолистных растений. Или высокое колонновидное дерево на фоне раскидистых и более низких шарообразных форм также привлечет внимание.  Или яркий цветник на спокойном зеленом фоне газона. Контрастными могут быть линии в саду.

Например, прямая линия дорожки и изогнутый цветник возле нее, беседка или мощена площадка правильной геометрической формы и изогнутая дорожка с пейзажной композицией. Контрастными могут быть и зоны сада. Так, если на светлую солнечную полянку Вы попадаете из затененной части сада, то она кажется еще радостнее и светлее.

Также парадная и более регулярная часть сада часто контрастирует с более пейзажной основной частью.

Контрасты нужно использовать  в саду умело, не перегружая ими ландшафт, иначе можно получить обратный отталкивающий и неприятный глазу эффект – дисгармонию. Одинаковая контрастная композиция должна быть в единственном экземпляре, ведь в этом ее ценность.

Нюансные сочетания более мягкие и понятные, комфортные взгляду, их часто располагают в зоне умиротворения, в зоне отдыха. Пример нюансного сочетания – композиция из хвойных растений с разными оттенками зеленой хвои, монохромные цветники и т.д.

Игра с контрастами и нюансами помогает сделать сад более пропорциональным. Так, например, если у Вас имеется небольшой водоем, и Вы окружите его высокими кустами, он будет казаться еще меньше, а соответствующие многолетники помогут сделать его шире и больше.

Приемы ландшафтного дизайна. Ритм

Ритмом в ландшафтном дизайне принято называть повтор некоторых садовых элементов через определенное расстояние несколько раз. Этот прием позволяет как-бы «оживить» сад, придать ему движение.

Происходит это, потому что повторяющиеся элементы заставляют взгляд скользить по ним, уводя взгляд  и как бы «заманивая» нас двигаться в нужную сторону. В качестве одинаковых элементов могут выступать растения, композиции, цветники, архитектурные формы. Пошаговая дорожка также является примером использования ритма в дизайне сада.

Источник: http://nyurochka.ru/dizayn-sada/priemyi-landshaftnogo-dizayna/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.